Верховный суд РФ предлагает расценивать как посредничество во взяточничестве не только помощь в передаче денег, но и одалживание средств, которые затем пойдут на взятку, а также временное хранение ценностей, предназначенных коррупционеру, сказано в проекте постановления пленума Верховного суда РФ по делам о взяточничестве и коррупционных преступлениях.
«Посредничество во взяточничестве может состоять, в частности, в предоставлении в долг денежных средств или иного имущества, заведомо предназначавшихся для передачи в качестве взятки, в организации переговоров, в склонении лица к получению либо к передаче взятки, в заранее данном обещании принять на временное хранение ценности, переданные в качестве взятки, совершить действия, направленные на сокрытие такого преступления», – указано в проекте постановления.
Откат = взятка + растрата
Верховный суд в этом же документе предлагает судить за «откаты» по двум статьям УК РФ – «получение взятки» и «растрата».
«Если должностное лицо, выполняющее в государственном или муниципальном органе либо учреждении организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, заключило от имени соответствующего органа (учреждения) договор, на основании которого перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, получив за это незаконное вознаграждение, то содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений как растрату вверенного ему имущества (статья 160 УК РФ) и как получение взятки (статья 290 УК РФ)», – отмечается в проекте постановления. Если же стоимость завышена не была, то квалифицировать преступление стоит только как взятку.
Верховный суд отмечает, что для квалифицирующего признака «в составе организованной группы» достаточно, чтобы в числе взяточников был хотя бы один чиновник. Остальные соучастники могут не обладать специальными полномочиями, однако их действия также квалифицируются по статье 290 УК РФ (получение взятки). Преступление считается оконченным с момента получения денег даже одним из соучастников, при этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы.
Деньги за работу – не взятка
Получение денег за выполнение профессиональных обязанностей нельзя считать взяткой, говорится в документе.
В проекте уточняется, что взяткой является только получение денег или услуг за действия, связанные с осуществлением полномочий представителя власти, организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. Так, проект постановления поясняет, что преступлением не является, например, получение главным врачом медучреждения вознаграждения за проведенные им лично диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом им не использовались организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия.
В проекте также «уточняется многообразие способов получения взятки», в частности, предметом взятки считаются деньги и услуги имущественного характера, в том числе освобождение должностного лица от имущественных обязательств (например, прощение долга, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, бесплатные либо предоставленные по заниженной стоимости туристические путевки, ремонт квартиры, строительство дачи, передача автотранспорта для временного использования).
Согласно проекту постановления, преступление считается оконченным с момента начала оказания услуг, например, с момента получения кредита или с начала ремонта.
При этом не имеет значения, получил ли взяточник реальную возможность распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению или был сразу же задержан сотрудниками правоохранительных органов. Однако в проекте нет однозначного мнения, квалифицировать ли такой случай как законченное преступление или как покушение на получение взятки. В случае покушения, то есть незаконченного преступления, суд назначает наказание ниже максимального.