В последнее время борьба с коррупцией становится отдельной сферой экономики. На этом поприще трудится сразу несколько организаций, задача которых состоит в выявлении и обнародовании преступлений, совершаемых чиновниками. Но так ли это на самом деле?
Специфике борьбы с коррупцией в нашей стране посвящен материал, опубликованный в газете «Трибуна».
Правозащитники Федерального Информационного Центра (ФИЦ) «Аналитика и Безопасность», например, уже замешаны в нескольких крупных делах, и это неудивительно, ведь имидж борцов с коррупцией позволяет им с успехом отстаивать интересы подшефных предпринимателей и просто травить неугодных чиновников. Глядя на многочисленные материалы, опубликованные на сайте, понимаешь, что вся деятельность ФИЦ и его экспертов во главе с Русланом Мильченко – не что иное, как шантаж: главное – нагнать страха на героев «разоблачений» и заставить их договариваться. Недавно на сайте ФИЦ был опубликован материал, критикующий действующую власть.
«Нас ожидают трудные времена. После такой рокировки перемены откладываются на неопределенный срок. Но народ не хочет ждать. Сейчас все очевиднее становится расхождение между возможностями верхов и желанием низов, а это, как известно, является предпосылкой революции. Я думаю, такие события могут произойти в ближайшие 2–3 года. Не надо доводить народ до черты, за которой нет ничего, кроме улицы, бунта, крови...» Этот кровожадный комментарий о памятной «рокировке» Владимира Путина и Дмитрия Медведева на съезде «Единой России» перед крайними президентскими выборами принадлежит бывшему депутату Госдумы Геннадию Гудкову, озвучила РБК.
После лишения мандата за предпринимательство оппозиционные настроения экс-парламентария несколько поутихли. Однако его деятельность на этом поприще не была безрезультатной. Судя по всему, многие к его словам прислушались. Даже те, кто вслух заявляет о поддержке правящего режима.
В частности, комментарий Гудкова процитирован на сайте Федерального Информационного Центра (ФИЦ) «Аналитика и Безопасность» в материале, жестко критикующем высшее руководство страны. Эта организация, которая, судя по форме собственности (ООО), является коммерческой, т.е. заточена под извлечение прибыли, была зарегистрирована в сентябре 2009 года. Как сказано на сайте ФИЦ, «именно этот год президент Российской Федерации Д.А. Медведев обозначил годом борьбы с коррупцией». ФИЦ тоже хотел помогать бороться с коррупцией и идти в тренде, намеченном главой государства, а значит, быть с ним заодно. Не зря же государственный телеканал «Россия» одним из первых рассказал о появлении в стране новой структуры.
И вдруг такая цитата Гудкова, да еще в материале, ругающем и тогдашнего и нынешнего президентов. Более того, Геннадий Гудков был представлен в нем в качестве члена попечительского совета ФИЦ. Сейчас, однако, в членском списке экс-депутата нет.
Видимость борьбы
Действительно, без мандата нет депутата, поэтому и для ФИЦ он теперь никто. А ведь когда-то Руслан Мильченко, руководитель и создатель ФИЦ, как писали СМИ, любил рассказывать своим друзьям, как время от времени «парится в бане вместе с Геннадием Гудковым».
Это сейчас он стал «известным экспертом» (всего-то за три года), а после первой пресс-конференции, посвященной презентации ФИЦ, многие издания недоумевали – «кто такой?!». Да и к самому центру отнеслись тогда весьма скептически. В частности, потому, что к его созданию приложил также руку бывший глава охранного предприятия олигарха Бориса Березовского «Атолл» Сергей Соколов»(??).
Что значила такая фигура во времена Березовского и к каким делам мог быть причастен этот человек, объяснять, вероятно, не надо. Тем более что, как писал МК, сам Соколов чудом избежал тюрьмы, вовремя согласившись сотрудничать со следствием.
Теперь он тоже выступает экспертом, комментируя судебные процессы с участием Березовского и Романа Абрамовича. Тем не менее в то, что он окончательно отрекся от своего бывшего хозяина, верится с трудом. Недаром БАБа многие считают зачинщиком оппозиционных настроений в российском обществе, а журналисты некоторых СМИ уже назвали ФИЦ «карманной организацией» беглого олигарха, финансовое положение которого в последнее время незавидно. Видимо, правы были признанные в отличие от Мильченко и Соколова эксперты, вроде главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, объясняя возникновение очередной антикоррупционной структуры нарастающей популярностью борьбы с мздоимством, которая для многих стала неплохим источником заработка.
А исполнительный директор Центра содействия правоохранительным органам и спецслужбам России Любовь Андреева прямо писала в открытом письме тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву о том, что такие, как ФИЦ, «новосозданные общественные организации пытаются решать свои корыстные проблемы, бездоказательно обвиняя представителей органов власти, правоохранительных и судебных структур в якобы ангажированности, а изобличенных ими преступников представляя невинными жертвами «коррупционной системы».
«Цветы» и яхты
Раскрутить проект под названием «ФИЦ» удалось достаточно быстро. В том числе благодаря первым клиентам компании. Среди них (СМИ неоднократно рассказывали эти истории) – бизнесмены Юрий Финк, Евгений Ухабин и Герман Политимский. Естественно, Мильченко и ФИЦ своих спонсоров представляют «жертвами коррупционной системы», умалчивая о том, что все они получили реальные сроки – кто за мошенничество, кто за хищение чужого имущества. Намерение Финка, бывшего музыканта популярных некогда групп «Голубые гитары» и «Цветы», провести аферу с контрактом РЖД и присвоить 4 млрд рублей, судьи «оценили» в 5 лет колонии. Ухабина признали виновным в хищении чужого имущества и приговорили к 5,5 годам. На самый большой срок – 9 лет – был осужден Политимский за попытку хищения акций завода по производству коньяка у своего тестя.
К этой компании присоединился также Андрей Бурлаков, ныне покойный бывший владелец германских верфей Wadan Yards. В Бурлакова и его спутницу Анну Эткину (она осталась жива) стреляли в конце сентября прошлого года в одном из столичных ресторанов.
Еще до этого происшествия Мильченко и ФИЦ взяли предпринимателей «в разработку». При этом правозащитники абсолютно не брали в расчет прошлые подвиги Бурлакова и Эткиной, в частности происхождение первоначального капитала, с которого начался их кораблестроительный бизнес. Между тем еще в 2009 году Росбалт сообщил, что главное следственное управление при ГУВД Москвы предъявило обвинение в мошенничестве бывшему замдиректора «Финансовой лизинговой компании» (ФЛК) Андрею Бурлакову и экс-зампреду правления Мира-банка Анне Эткиной по ч. 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере, совершенное с использованием служебного положения). По данным агентства, Бурлакова и Эткину подозревали в мошенничестве почти с 3 млрд рублей, которые были получены ФЛК из российского бюджета, а также – от иностранных инвесторов. Часть денег была использована для покупки судостроительных верфей в Германии, которые новые владельцы почти сразу довели до состояния банкротства.
Это совершенно не смутило господина Мильченко, который, как сообщили «Известия», заявил, что Бурлаков потерял верфи Wadan нечестным путем – в результате рейдерского захвата и обвинил во всем экс-министра энергетики Игоря Юсуфова, который якобы контролировал верфи еще до их банкротства и «официальной покупки» предприятия в 2009 году. Фактически Бурлаков, устами Мильченко, обвинил государство в притеснении интересов его компании, точно так же, как некоторое время назад Герман Политимский обвинил силовиков, вставших на защиту прав его состоятельного тестя, одного из основателей ЮКОСа, а Юрий Финк – РЖД.
Кстати, к ведомству, подопечному Владимиру Якунину, в последнее время приковано особо пристальное внимание «журналистских расследований» ФИЦ. Случайно ли, что нападкам подвергаются госкомпании, госструктуры и отдельные госслужащие, к которым все клиенты ФИЦ когда-то имели отношение?
Кто есть кто?
Начинал центр с критики в адрес Федеральной налоговой службы и Министерства внутренних дел. А ведь Руслан Мильченко сам когда-то взимал долги с налогоплательщиков – после окончания Академии налоговой полиции трудился в 14-м отделе Управления федеральной налоговой полиции по САО г. Москвы, а затем в отделе по налоговым преступлениям УВД САО.
Про «подвиги» Мильченко на налоговой ниве журналисты уже писали не раз. И о том, что он «за процент» мог решить любые проблемы с законом, и про то, что с иных симпатичных предпринимательниц он брал мзду еще и натурой. Простили ему и езду в пьяном виде, и установку незарегистрированных номеров на машину, и незаконную раскраску личного авто в спеццвета.
Кстати, Мильченко признавался в интервью, что до увольнения из органов его куратором был не кто иной, как скандально известный бывший первый замначальника Департамента экономической безопасности МВД Андрей Хорев.
Познакомиться они могли и раньше: в 2001–2003 гг. Мильченко работал в 14-м отделе ФСНП по САО г. Москвы, а Хорев в 1995–2002 гг. – в Департаменте налоговой полиции и в последующие 7 лет возглавлял Первое управление ГОУ ФСНП России.
Возможно, как уже предположили журналисты некоторых СМИ, предложить Руслану Мильченко и его ФИЦ новую тему для расследования – мошенничество с конфискатом, к которому, как уже было неоднократно доказано в судах, были причастны чиновники Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ранее – РФФИ). К примеру, в марте этого года к 5 годам лишения свободы, правда, условно, суд приговорил бывшего следователя по особо важным делам прокуратуры Центрального округа Москвы Сергей Костерев.
Судили его за то, что он незаконно изымал у коммерсантов дорогостоящие товары, которые потом реализовывал через РФФИ под видом конфиската или контрабанды. Были среди них и швейцарские часы, стоимость которых составляла десятки миллионов рублей. Но специалисты ООО «Консалтинговая группа «Эксперт М», проводившие товароведческую судебную экспертизу своеобразных вещдоков, видимо, лучше разбирались в элитных часах и могли оценить их, например, в 4,4 млн рублей. Но Костерев вряд ли когда-нибудь заинтересует ФИЦ – и в РФФИ, и в «Консалтинговой группе «Эксперт М» долгое время работал… отец Руслана Мильченко.
Любой настоящий правозащитник со стажем скажет новичку в этом деле, что проще и эффективнее бороться с конкретными коррупционерами, конечно, при обязательном условии – наличии фактов преступления. Но Руслан Мильченко и другие члены ФИЦ сделали ставку на борьбе с обезличенной системой – шуму много, а толку ноль. С одной стороны – остаешься в антикоррупционном тренде, с другой – создаешь видимость бурной борьбы в расчете на щедрость клиентов. Сегодня под прицелом ФИЦ оказались РЖД – огромная госкомпания, которая исполняет важнейшую социальную миссию. Обвиняющие в коррупции и критикующие РЖД материалы появляются на сайте организации Мильченко практически через день. Они насыщены эмоциями, но никак не фактами.
За неимением документов и фактов «борцы с коррупцией» из ФИЦ периодически выступают с абсурдными и смешными заявлениями (к примеру, о том, что Максим Лискутов, новый зам мэра столицы Сергея Собянина по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, который занимается парковочным и гаражным хозяйством, является лоббистом РЖД).
Но это Мильченко и Ко, похоже, не смущает – на безрыбье и рак щука (рыба??), когда на кону немалый бюджет.
Мы будем и дальше следить за деятельностью этой псевдоправозащитной организации, за ее экспертами и спонсорами.