Андерс Беринг Брейвик не признал себя виновным в терроризме, хотя не оспаривает факт совершения им взрыва в Осло и расстрела десятков человек на острове Утойя в июле 2011 года.
Суд над 33-летним норвежцем открылся в Осло в понедельник. Выслушав официальные обвинения, Брейвик ответил отрицательно на вопрос судьи, признает ли он себя виновным.
Он также заявил, что не признает суд, поскольку тот действует «в поддержку мультикультурализма».
Из 77 жертв Брейвика восемь погибли в столице страны при взрыве заложенной в автомобиль бомбы; остальные 69 человек - это участники молодежного лагеря на острове Утойя, активисты правящей Рабочей партии Норвегии.
Брейвик не отрицает, что совершил убийства, но и не признает себя виновным. Он заявляет, что нападение на активистов правящей Рабочей партией было оправданно, так как ее политика толерантности способствует «мусульманскому нашествию» в Европу.
Обвинение зачитало поименный список погибших. Однако слезы на глазах подсудимого появились в другой момент - во время демонстрации пропагандистского видеоролика, снятого Брейвиком и размещенного им в интернете для идеологического обоснования терактов.
Если суд признает Брейвика невменяемым, ему будет назначено психиатрическое лечение. В противном случае его ждет тюремное заключение, как предполагается, сроком на 21 год, с возможным продлением до пожизненного.
Брейвик появился в зале суда с улыбкой на лице. После того как с него были сняты наручники, он салютовал залу выброшенной вперед правой рукой со сжатым кулаком.
Обращаясь к председательствующей в суде Уэнш Элизабет Арнтцен, он сказал: «Я не признаю норвежских судов. Вы получили свой мандат от политических партий, которые поддерживают мультикультурализм», сообщает Би-би-си.
В ответ на вопрос о роде занятий Брейвик сказал, что он писатель, ныне работающий в заключении.
Во время судебного слушания в феврале Брейвик сказал, что его серия убийств была «упреждающей атакой против государственных изменников», которые, по его словам, были виновны в «этнических чистках» из-за своей поддержки мультикультурного общества.
По словам адвоката Брейвика, единственное, о чем тот жалеет, это о том, что ему не удалось «пойти дальше».