В администрацию президента России внесен разработанный при участии Генпрокуратуры законопроект, в соответствии с которым надзорное ведомство становится самым мощным правоохранительным органом страны.
По данным «Коммерсанта», законопроект был внесен в администрацию президента 16 января - через три дня после встречи Дмитрия Медведева с делегаций прокуроров из 25 стран, на которой глава государства заявил о возможном расширении функций надзорного ведомства РФ, недавно отметившего свое 290-летие.
В законопроекте, который оказался в распоряжении издания, предполагается внесение изменений в статьи Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, прежде всего регламентирующих порядок возбуждения и расследования уголовных дел. Фактически надзорному ведомству возвращаются полномочия, которых оно лишилось в 2007 году, когда из Генпрокуратуры были выделены прокурорские следственные органы. Предполагается, что прокурор получит право не только возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов - следователей, руководителей следственного органа, судей, прокуроров, адвокатов, но и «принимать их к своему производству, проводя предварительное расследование».
«Ведь, если прокурор проводит проверку, выявляет нарушение законности, он и вправе возбудить уголовное дело. И потом уже вместе со следователем довести его до решения суда», - заявил на недавней встрече с представителями СМИ генпрокурор Юрий Чайка. По его словам, следователи должны расследовать в первую очередь дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, но сегодня «следствие на 60% загружено делами о преступлениях небольшой и средней тяжести». Из выступления генпрокурора следует, что в связи с «перезагруженностью» следствия «и невозможностью работать квалифицированно по сложным делам» прокуратура готова ему помочь. Но для этого, как следует уже из законопроекта, многие статьи УПК, где говорится о полномочиях следователя, необходимо дополнить словом «прокурор».
Однако, как говорится в законопроекте, возвращением одних только следственных функций прокуратура ограничиваться не собирается. В частности, представителей надзорного ведомства наряду со следователями предлагается наделить полномочиями обращаться в суд с ходатайством об избрании меры пресечения; продлении сроков ареста; временного отстранения от должности; накладывания арестов на имущество; а также ходатайствования перед судом о производстве «иных следственных действий».
Таким образом, Генпрокуратура будет не только дублировать функции следственного комитета России (СКР), но и превратится в доминирующую над этим и другими правоохранительными органами структуру, поскольку сохранит за собой надзор за расследованием дел иными ведомствами и представление обвинения в судах. В итоге перечеркивается идея независимого следствия, за которую выступал президент Медведев.
В СКР от официальных комментариев воздержались. Однако отметим, что, выступая на недавней коллегии следственного комитета, глава ведомства Александр Бастрыкин заявил, что «освобождение прокурорского надзора от функций руководства расследованием придало самому надзору независимость и принципиальность». Согласно статистике, за 4 года СКР изобличил 76 прокуроров, 224 адвоката, 27 судей и 67 сотрудников самого следственного комитета. При этом по всем этим следователям были приняты процессуальные решения - они были привлечены к уголовной ответственности.