Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:27
Москва
5 ноября ‘24, Вторник

Введение запрета на пластиковую тару для пива откладывается

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Поправка в закон о регулировании алкогольной продукции, запрещающая пластиковую упаковку для пива, будет дополнительно согласовываться и обсуждаться в Госдуме РФ, а также на уровне министерств и ведомств, с привлечением производителей пива.

Инициатива была введена ради так называемой «гармонизации» законодательства в рамках Таможенного союза: в Казахстане алкоголь в ПЭТ-таре продавать нельзя уже несколько лет. Запрет в России может вступить в силу с 1 января 2013 года. Между тем в ПЭТ-бутылках сегодня продается около половины российского пива, поэтому это новшество вызвало панику среди пивоваров, которые заявили, что запрет приведет к повышению себестоимости пива. С другой стороны - большой литраж пластиковых бутылок вместе с их низкой стоимостью «бьет по потребителям», особенно в молодежной среде.

«Однозначно говорить о том, плоха или хороша эта упаковка, я не берусь,- цитирует ИА REGNUM депутата «Единой России» Виктора Звагельского. - По всем поправкам в закон, которых более 20, я был непреклонен, но что касается ПЭТ-упаковок, при всех минусах, которые связаны с розливом пива в них, есть и достаточно большое количество плюсов. Поэтому мое мнение по этому поводу не является окончательным и однозначным: вопрос требует достаточно серьезного обсуждения». Данная поправка пока отложена до дальнейшего согласования.

В целом последний вариант законопроекта «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» ужесточает правила для производителей и продавцов всего алкоголя. В частности, законопроект, подготовленный Звагельским, предусматривает лицензирование и декларирование производства и оборота пива, требует маркировку всей алкогольной продукции, кроме пива, запрещает продажу пива крепостью более 5% нестационарными точками (ларьки, киоски, палатки, контейнеры, с рук, лотков, автомобилей и т.д.). Пиво крепостью более 5%, как и другой алкоголь, предлагается запретить продавать в рознице с 23:00 до 08:00 местного времени.

Сейчас очень активно в экспертном сообществе идет обсуждение финального текста законопроекта, в котором учтены все инициативы Виктора Звагельского. Защитники пивной отрасли постоянно говорят о том, что именно против них направлен инициированный депутатами законопроект. Он действительно предлагает приравнять пиво к алкоголю, и эту инициативу поддержал Президент. Кроме того, проект приравнивает рекламу пивного напитка к рекламе крепкого алкоголя, что вполне логично. В то же время, если вникнуть в суть предложений, становится очевидно, что в готовящемся к вынесению на второе чтение законопроекте ужесточение в регулировании постигнет и крепкий алкоголь. Так, ужесточение лицензирования, увеличение уставного капитала вводится исключительно для производителей водки с 50 до 80 млн. руб., введение реестра мощностей для предприятий, введение досудебного аннулирования лицензий и другие жесткие нововведения также ударят в первую очередь по крепкому алкоголю. Поэтому сыплющиеся на голову депутата обвинения в лоббизме крепкого алкоголя приходится поставить под большое сомнение. Может быть, просто наступает время, когда эта, пожалуй, самая закрытая отрасль экономики страны станет, наконец, прозрачной и полностью легальной? И это не всех устраивает?...

Заметим, что впервые за три созыва Госдумы программа общества начала работать, а инициативы депутатов получили поддержку правительства и президента РФ. Кроме того, инициативам Виктора Звагельского удалось получить поддержку Правительства по законопроекту о введении уголовной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним. Более того, именно поддержка Президента страны сдвинула исполнение новых законов с мертвой точки. Заметим, что и раньше все на словах поддерживали данную инициативу, но пока глава государства не высказал свое однозначное мнение по этому поводу, никто ничего не делал.

Сегодня общественное мнение поддерживает ужесточение регулирования алкогольного рынка. Ведь, по данным Минздравсоцразвития РФ, на каждого россиянина, включая стариков и младенцев, приходится 18 литров чистого спирта в год, а по оценке ВОЗ, 14 литров на душу населения - уже критический показатель. А если говорить о подростках, то здесь ситуация достаточно тревожная: по данным того же Минздравсоцразвития РФ, ежедневно алкоголь в той или иной форме употребляют практически треть юношей и 20% девушек.

Не так давно Звагельского поддержал Арбитражный суд г. Москвы в споре с Союзом российских пивоваров о том, что большинство сортов российского пива из-за использования недопустимых компонентов может называться только «пивным напитком». Речь идет о невысоком или сомнительном качестве многих марок пива, представленных на рынке. Технологии не стоят на месте, поэтому пиво, сваренное «по старинным рецептам», нынче оказывается более дорогим и не столь рентабельно, чем «новейшие разработки», и некоторые пивовары целенаправленно идут на понижение его качества, используя, к примеру, вместо солода большое количество несоложенных материалов.

Однако далеко не все в алкогольной и пивной отрасли разделяют желание законодателей уменьшить алкоголизацию населения. Отражение картины жизни можно наблюдать в СМИ, где резкая критика инициатив Звагельского появляется прямо пропорционально его новым законопроектам. Эксперты рынка объясняют это тем, что впервые за последние 15 лет на смену декларациям пришли конкретные действия. Между тем создание шумихи вокруг депутата и его инициатив, позволяет оставить все на своих местах - ведь сегодняшняя ситуация устраивает все звенья алкогольного рынка.

Совершенно ясно, если законопроекты депутата будут приняты, то не поздоровится всем участникам алкогольного рынка, не привыкшим работать в правовом поле. У государства есть желание, возможность и силы оставить на рынке только прозрачные компании под жестким государственным контролем. В ситуации, когда российская алкогольная отрасль минимум на две трети состоит из компаний, которые выпускают или продают контрафакт - новые жесткие законопроекты не могут не встречать противодействия со стороны отрасли. Между тем, даже далекому от законодательной деятельности человеку понятно - именно некачественная алкогольная продукция ведет к повышенной смертности, болезням, деградации общества. Область социальной ответственности бизнеса - предмет еще одного законопроекта депутата о социальных отчислениях. Этот законопроект уменьшит доходы крепкого алкоголя, установит механизм возмещения производителями алкоголя вреда здоровью граждан. В проекте закона производители алкогольной продукции обязываются осуществлять целевые отчисления на оказание медицинской помощи в наркологических и иных специализированных медицинских учреждениях и на социальную рекламу.

Эффективность работы депутата в качестве разработчика регулирующих законов совместно с правительством РФ в лице Росалкогольрегулирования легко подтвердить: предложенное ими повышение минимальной цены на крепкий алкоголь наряду с постоянными проверками оптового звена привели к снижению контрафакта в рознице на 30% - впервые с 1980-х годов. А поправками к 171-ФЗ уже планируется ввести минимальную цену абсолютно на все алкогольные напитки. Отрадно, что сегодня и высшие органы власти - на стороне ужесточения регулирования алкогольного рынка, а значит, мы стали на шаг ближе к оздоровлению нации. Ведь в целом проблема алкоголизма в России стоит очень остро, об этом говорит и главный санитарный врач. А глава государства не раз высказывался, что алкоголизация населения приобрела масштабы национального бедствия, и нужны срочные меры профилактики, как экономические, так и социальные. Отметим, что по данным Всероссийского центра общественного мнения, только четверть населения России является «трезвенниками». К ним в основном относятся младенцы и беременные. Если так будет продолжаться, то с россиянами будет то же самое, что и с индейцами, которым полюбилась «огненная вода».

Реклама