Председатель Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин назвал клеветой утверждение своей помощницы, что он не сам выносил приговор по второму делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, получивших по 14 лет колонии за хищение нефти и отмывание выручки.
"Убежден, что заявление Натальи Васильевой (помощницы Данилкина, пресс-секретаря суда) не что иное как клевета, и опровергнуть ее можно в установленном законом порядке", - сказал Данилкин РАПСИ. При этом он не уточнил, как именно заявление Васильевой может быть опровергнуто.
В понедельник в эфире телеканала "Дождь" пресс-секретарь Хамовнического суда и помощница Данилкина Наталья Васильева заявила, что приговор был написан судьями Мосгорсуда и навязан судье Данилкину против его воли.
Руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева заявила: "Заявление Натальи Васильевой - это провокация. Сразу видно, что девушка не знакома с основами процессуального закона. Судья Данилкин слушал дело в течение двух лет, и написать приговор мог только сам. Никому из других судей, в том числе и судьям Мосгорсуда, не известны подробности, имеющиеся в деле, а написать приговор, не рассматривая дело, просто невозможно", -- сказала РИА «Новости» Усачева. По ее мнению, Васильева откажется от своих утверждений.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант выразил надежду, что заявление Васильевой -- искреннее: "Я надеюсь, что это не провокация, а то, что судья не был самостоятелен при вынесении приговора, мы говорили неоднократно и вслух. Для меня сенсации нет", - сказал Клювгант. По его мнению, крайне важен факт, что "люди начали говорить".
Интервью Васильевой
По словам Васильевой, Данилкин начал писать приговор, но он не устроил вышестоящую инстанцию, и текст приговора, который был оглашен перед Новым годом, скорее всего, писался в Мосгорсуде. "Вышестоящим инстанциям не понравился приговор, его заменили на другой. В окружении Данилкина говорят, что все было сделано впопыхах, что он не имеет никакого отношения к этому приговору, приговор был привезен из Мосгорсуда", -- заявила Васильева.
По ее мнению, именно с этим может быть связан перенос оглашения приговора с 15 декабря на 27 декабря. Пресс-секретарь суда утверждает, что некоторые части текста приговора дорабатывались уже в ходе его оглашения. Кроме того, по ее словам, после оглашения приговора его текст в электронном виде правили секретари, несмотря на то, что он должен быть подготовлен непосредственно самим судьей, и никаких исправлений в документе после зачитывания не допускается.
По свидетельству Васильевой, Данилкин нервничал, переживал и периодически возмущался тем, что ему указывали, что необходимо делать, при этом он примерно раз в неделю ездил в Мосгорсуд, который осуществлял "тотальный контроль" над процессом. В частности, по ее словам, Данилкина вызвали в Мосгорсуд 25 декабря. "Он ждал какого-то важного человека. В окружении говорят, что ему должны были дать какие-то разъяснения касательно приговора. Его продержали там весь день", -- сказала пресс-секретарь. По ее утверждению, это обычная практика, и многих судей приглашают в Мосгорсуд для разъяснений, где недвусмысленно предлагают подумать о себе и о семье.
По мнению Васильевой, Данилкин через определенный промежуток времени будет уволен и за приговор, который он пытался написать, и за то, что он затянул процесс и пытался вызвать свидетелей без согласования с вышестоящей инстанцией. "Закон превратился в сказку, судья подчиняется вышестоящей инстанции", -- утверждает помощница Данилкина. При этом она не сомневается, что после своего заявления будет уволена с занимаемой в суде должности.