Законопроект о ратификации договора СНВ-3 одобрен во втором чтении. За принятие проголосовали 349 депутатов, против -- 57, двое воздержались. Фактически, это новый документ, принципиально отличающийся от первоначального варианта. Добавить пять пунктов к одному стандартному «ратифицировать» депутатов вынудили американские коллеги, первыми сопроводившие исходный текст рядом оговорок. Теперь и Россия подробно прописывает условия своего нахождения в договоре.
Законопроект о ратификации российско-американского договора по СНВ прошел второе чтение. В пятницу Госдума одобрила поправки к документу. Как пояснили разработчики – авторами выступил коллектив депутатов фракции «Единая Россия» -- это одна большая поправка из шести пунктов, фактически заново переписывающая текст ратификационного законопроекта. По славам главы комитета по международным делам Константина Косачева, поправки не затрагивают текст самого договора и носят характер разъяснений. Документ является симметричным ответом на ратификационную резолюцию сената конгресса США и полностью балансирует ситуацию, уточнил Косачев.
Принятые поправки подробно оговаривают условия, при которых Россия может оставаться в режиме договора, прописывают полномочия президента, правительства и палат Федерального собрания, перечисляют исключительные условия, наступление которых является основанием для выхода Российской Федерации из договора. Главное из них – развитие США в одностороннем порядке систем ПРО, существенно нарушающих безопасность и обороноспособность России. В законопроекте особо подчеркивается «взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических вооружений и того, что стратегические оборонительные вооружения одной из сторон не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений другой стороны нового Договора о СНВ».
Среди прочих условий реализации нового договора об СНВ документ указывает: поддержание потенциала стратегических ядерных сил РФ на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; распространение положений нового договора об СНВ на любые стратегические наступательные вооружения, а также на новые виды наступательных вооружений стратегической дальности; вопрос о распространении положений нового Договора об СНВ на новый вид стратегических наступательных вооружений должен быть разрешен в рамках Двусторонней консультативной комиссии до того, как данный новый вид будет развернут.
Законопроект предполагает ежегодный доклад правительства в Думе о ходе выполнения договора. Срок действия договора определяется в 10 лет с возможностью продления по решению сторон еще на 5 лет.
В поддержку исправленного варианта документа высказались присутствовавшие на пленарном заседании министр обороны Анатолий Сердюков и глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.
Все дополнительные условия по-прежнему не устроили коммунистов, но и они поддержали поправку, поскольку «она, по крайней мере, не ухудшает договор». Хоть пользы, по мнению КПРФ, от нее не слишком много. «Чтобы оценить качество этого документа, достаточно сказать: на его одиннадцати страницах не найти практически ни одной цифры – сплошь благие пожелания типа «за все хорошее, против всего плохого», -- высказался накануне о законопроекте первый зампред комитета по международным делам Леонид Калашников. Фракция с самого начала сочла договор «не отвечающим вызовам национальной безопасности России» и настойчиво пыталась снять вопрос с обсуждения как в первом, так и во втором чтении.
КПРФ уверена, что договор не ограничивает системы американской ПРО -- они при масштабном развертывании послужат ядерному агрессору щитом для укрытия от ответного удара. По мнению коммунистов, соглашение не ограничивает и число крылатых ракет большой дальности морского базирования. «В условиях господства американских ВМС в Мировом океане крылатые ракеты «Томагавк» в отношении России фактически являются стратегическим, а не тактическим оружием», — говорится в заявлении, которое фракция подготовила в качестве сопутствующего документа к третьему чтению ратификационного закона.
В своем варианте коммунисты предлагают дополнить новый договор об СНВ рядом других международных договоров об ограничении вооружений. В их числе: договор об ограничении систем противоракетной обороны; договор о сокращении и ограничении крылатых ракет морского базирования с дальностью полета более 700 км; договор об ограничении вооружений, разрабатываемых в США в рамках концепции «Быстрого глобального удара». В качестве исключительных обстоятельств, дающих Российской Федерации право выйти из договора, по мнению фракции КПРФ, должны рассматриваться следующие события: вступление в НАТО новых членов из числа государств, имеющих общую сухопутную границу с Российской Федерацией; развертывание другими государствами НАТО, помимо США, в совокупности 600 и более ядерных боезарядов на стратегических носителях; развертывание США самостоятельно или совместно с другими государствами более 200 ракет-перехватчиков любых видов базирования, которые могут быть использованы для поражения баллистических ракет и их боеголовок с дальностью полета более 2000 км; развертывание США в космическом пространстве ударных систем противоракетной обороны.
Ультиматум КПРФ официально еще не рассматривался, но единороссы уже расценили его как «предложение включиться в гонку вооружений». Тем не менее, вариант коммунистов будет обсуждаться сначала на заседании профильного комитета (предположительно в четверг, 20 января), а затем и на третьем чтении ратификационного законопроекта. Оно назначено на 25 января.
Вместе с заявлением коммунистов депутатам будут предложены еще два сопроводительных документа, разработанные тем же составом авторов, что и сегодняшняя поправка. Первый – заявление, подтверждающее взаимосвязь СНВ и ПРО – предлагается для включения в ратификационный пакет. Второй представляет собой рекомендации парламента по сохранению боеспособности ядерного комплекса РФ.