Госдума предприняла очередной шаг в сторону либерализации уголовного законодательства. В среду принят в первом чтении набор поправок в УК. К депутатам они поступили из президентской администрации в конце ноября.
Поправки, в частности, регулируют решение об отмене или сохранении условного осуждения в случаях, когда осужденный во время испытательного срока совершил еще одно преступление -- по неосторожности или умышленно, но небольшой или средней тяжести. В новой редакции закона это объявленое компетенцией суда. Такой же подход предлагается применять и к отмене условно-досрочного освобождения (речь идет о фактах совершения преступления в течение неотбытой части наказания). Сейчас в подобных случаях суд обязан отменить УДО или условный срок и установить реальное наказание по совокупности.
Законопроектом предполагается установить некую общую «типовую санкцию» в виде лишения свободы, наиболее характерную для преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких. Для этого из 68 составов преступлений исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы (верхние остаются прежними) «Тем самым суду предоставляется возможность проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания за преступления указанных категорий. Данный подход позволит на практике в полной мере применять принцип справедливости», -- говорится в пояснительной записке. Как отмечают разработчики документа, предлагаемая идея «не является абсолютно новой», указанный подход применяется и в действующей редакции кодекса (за исключением статей за особо тяжкие преступления). Смысл новации – в создании единой концепции санкций в УК.
Среди 68 статей, из которых исключаются минимальные пределы санкций, значатся незаконное предпринимательство, клевета, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров, а так же иные преступлений малой и средней тяжести.
«Изменения не затронут наказания по статье 105 УК РФ «Убийство», преступления против свободы, чести и достоинства личности, несовершеннолетних, здоровья населения, нравственности, и, конечно, основ конституционного строя и безопасности государства», - подчеркнул докладчик законопроекта первый зампред комитета по уголовному законодательству Владимир Груздев.
Именно отмена нижних пределов вызвала скепсис у коммунистов. Фракции в целом закон скорее нравится, но проголосовать за него в первом чтении КПРФ не позволили сомнения в том, что снятие минимальных пределов послужит дополнительной возможностью для злоупотреблений со стороны судей. Представитель президента в Думе Гарри Минх изо всех сил пытался доказать обратное. «Если сегодня вилка, например, от 2 до 8 лет, а при снятии низшего предела она будет от 2 месяцев (общее требование при назначении реального срока. – Infox.ru) до 8 лет, то что изменится в смысле возможности для коррупции? Дополнительных условий для коррупции мы не создаем», -- убеждал Минх. Но коммунисты остались при своем мнении. У других депутатов расширение вариативности в решении судов, напротив, вызвало самое горячее одобрение. «В суд снова должны начать ходить за справедливостью, а не просто за решением. Возрастает уникальность и важность судейского права на личное усмотрение, -- выразил свое мнение Груздев.
Законопроектом предполагаются изменения, предоставляющие судам большую вариативность при назначении наказаний, не связанных с лишением свободы. Одиннадцать составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф в качестве основного вида наказания, двенадцать -- исправительными работами, в 115 исключен нижний предел в виде исправительных работ и ареста.
Лица, ныне отбывающие наказание по статьям, упомянутым в документе, с вступлением поправок в силу смогут получить сокращение сроков. Посчитать, сколько будет осужденных, на которых распространится обратная сила закона, сегодня невозможно, заявил Гарри Минх. «Каждый случай будет рассматриваться индивидуально», -- пояснил он. «Некоторые качественные изменения можно спрогнозировать уже сейчас. Например, средний срок лишения свободы по указанным составам снизится более чем в два раза», -- добавил Груздев.