Госдума одобрила президентские поправки, изменяющие процедуру назначения председателя Конституционного суда и его замов. Уже в пятницу состоится окончательное утверждение документа. Противники инициативы предупреждают: КС материально зависит от исполнительной власти -- финансируется из управления делами президента. Теперь независимость суд теряет безусловно и окончательно.
В среду Госдума одобрила в первом чтении президентские поправки в закон «О Конституционном суде Российской Федерации».
Законопроект поступил из администрации президента в нижнюю палату парламента вечером 8 мая вместе с двумя другими документами, вносящими изменения в работу российской судебной системы. Поправки в закон «О Конституционном суде» отменяет выборность председателя суда и его заместителей. Согласно пока еще действующему законодательству судьи Конституционного суда самостоятельно выбирают председателя из своего числа. По новому порядку кандидатуры на эти должности предлагает президент и утверждает Совет федерации.
Всего полторы недели потребовалось депутатам, чтобы вынести документ на пленарное заседание и одобрить его.
Доводы «за»
Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, разъясняя смысл президентской инициативы, ссылался на то, что таким образом Медведев добивается унификации процедуры: по выдвижению президента и по утверждению сената назначаются председатели Верховного и Высшего арбитражного судов. (Правда, он не упомянул о том, что президент вносит кандидатуры на посты глав Верховного и Высшего арбитражного судов только при положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей, а замов председатели предлагают сами. В случае с Конституционным судом такие требования не прописаны).
Вице-спикер Госдумы и секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин отверг сомнения, пояснив, что новый порядок не ставит под угрозу независимость Конституционного суда и, наоборот, повышает его легитимность, так как за председателя голосуют не 18 коллег, а 166 членов Совфеда.
К тому же процедура отставки председателя остается прежней: инициировать ее могут «не менее пяти судей КС РФ, считающих, что председатель, заместители председателя КС недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами». По действующему закону «решение о досрочном освобождении от должности указанных лиц принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей КС РФ тайным голосованием».
Доводы «против»
Но аргументы убедили не всех экспертов. С большим опасением воспринял этот шаг по построению вертикали власти и глава ельцинской администрации, а ныне руководитель Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов. По его мнению, бывший президент Владимир Путин руками нынешнего -- Дмитрия Медведева делает то, что он сам не захотел, опасаясь испортить реноме, – завершает формирование вертикали власти, встраивая в нее едва ли не единственную из оставшихся более или менее независимую структуру.
«Конституционный суд материально зависит от исполнительной власти – финансируется из управления делами президента. Это плохо. Но если и назначение отдать президенту, то независимость КС безусловно и окончательно теряет», -- считает Филатов.
Эксперт не разделяет версию, что все изменения «заточены» под какого-то конкретного кандидата на должность председателя Конституционного суда (пусть даже Медведева по окончании его президентства). «Это не единственный шаг. До этого было увеличение сроков полномочий президента и Думы. А еще раньше – отмена выборности губернаторов. То есть просматривается система. Только я не очень понимаю конечной цели. Если хотят сделать совсем уж тоталитарное государство, то я очень этого боюсь. Это катастрофа», -- поделился своими опасениями Сергей Филатов.
Оппозиция в Госдуме, несмотря на ограниченное время, успела развернуть дискуссию. В новом порядке назначения председателя и замов председателя КС тут же усмотрели желание получить полный контроль над органом, призванным следить за соблюдением законности и норм Конституции со стороны власти. Часть депутатов обратила внимание на то, что с принятием поправок практически не остается государственных органов, не встроенных в вертикаль власти.
Однако открыто выступили против президентского законопроекта только коммунисты. Фракция КПРФ проголосовала против. Но, несмотря на резонанс, вызванный документом, Дума намерена в рекордные сроки этот вопрос закрыть. В первом чтении инициативу поддержали 352 депутата, 53 были против. Регионам возможности высказаться не дали – рассылки не было. А у членов Госдумы есть всего полдня на то, чтобы теоретически попытаться улучшить документ: все предложения и правки принимаются до 15.00 21 мая. На 22 мая запланировано окончательное утверждение.