Конституционный суд признал, что постановление правительства «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды» не соответствует конституционным нормам. Это касается той его части, в которой говорится, что для ряда организаций возможно уменьшение или вообще отмена платы за ущерб экологии.
Конституционный суд на заседании признал не соответствующим Конституции положение п/п. «б» п. 4 постановления правительства «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды», сообщает пресс-служба КС.
КС не согласен с правительством
Согласно этой норме для отдельных организаций плата за загрязнение окружающей среды могла быть понижена или совсем отменена. Решение о снижении размера платежа или об освобождении от платы за загрязнение окружающей среды принимали согласно этому постановлению органы исполнительной власти регионов совместно с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора. Это положение постановления признано не соответствующим Конституции, в частности ст. 10, ч. 1 ст. 19 , ст. 58 и ч. 1 ст. 115. Согласно постановлению КС эта норма утрачивает силу с 1 января 2010 года.
Предыстория вопроса
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Верховного суда Республики Татарстан. 30 марта 2007 года кабинет министров Татарстана принял постановление, освобождающее от платы за негативное воздействие на окружающую среду все организации, финансируемые из бюджета Татарстана и муниципальных образований Татарстана; общественные объединения; религиозные объединения; автономные учреждения, созданные Республикой Татарстан и муниципальными образованиями Татарстана. Прокурор республики обратился в Верховный суд Татарстана с требованием признать это постановление кабмина недействующим, поскольку, с его точки зрения, освобождение природопользователей от платы за загрязнение экологии противоречит федеральному закону «Об охране окружающей среды» и ряду статей бюджетного кодекса страны. Однако в ходе рассмотрения дела представитель правительства Татарстана указал на то, что право на освобождение природопользователей от платы за загрязнение окружающей среды предусмотрено постановлением правительства России. Тогда представитель прокурора заявила ходатайство о направлении запроса в Конституционный суд о проверке конституционности п/п. «б» п. 4 вышеназванного постановления правительства.
Позиция суда
«Ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне. Конституция гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и обязывает сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Эксплуатация природных ресурсов наносит ущерб окружающей среде. Восстановление природы в условиях рыночной экономики должно осуществляться за счет тех, кто оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду. А публичная власть обязана принимать профилактические меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды. Этим обусловлена платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, что предполагает взимание так называемых экологических платежей», говорится в материалах пресс-службы КС.
Такие платежи по своей правовой природе не являются налогом, а носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер. Они вызваны необходимостью возмещения вреда окружающей среде, и преследуют не фискальные цели (интерес государства в наполнении казны), а сохранение природы и обеспечение экологической безопасности. Между тем правительство предоставило регионам право освобождать от платы за загрязнение окружающей среды отдельные организации, хотя федеральный закон такой возможности региональной власти не предоставляет.
Правительство, по мнению КС, вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией и законодательством в области охраны окружающей среды. «Исключения из принципа всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду могут быть установлены не иначе как законодателем, и только в соответствии с требованиями правовой определенности, экономической обоснованности, справедливости и соразмерности соответствующих льгот», говорится в решении суда.
По общему правилу, норма, признанная КС неконституционной, утрачивает силу немедленно после провозглашения постановления КС. Однако в данном случае это привело бы к необходимости оперативного изыскания средств на покрытие непредвиденных расходов. А это могло бы послужить причиной недостаточного финансирования других статей бюджета и нарушению прав и законных интересов других лиц. Поэтому норма утратит юридическую силу 1 января 2010 года.