Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына заявил, что его высказывание об освобождении Освенцима не было антироссийским. Он пояснил, что вовсе не имел в виду, что концлагерь освобождали исключительно украинцы.
«Это не было антироссийское высказывание, только высказывание, описывающее правду и исторические реалии тех дней. Поэтому немного не понимаю нервной московской реакции и министра Лаврова, которого я всегда оценивал как человека спокойного, справедливого, а также (не понимаю) российских СМИ», – приводит РИА Новости со ссылкой на агентство ПАП слова Схетыны, прозвучавшие в польском Сейме.
«Дело серьезное, но мы говорим об истории и об исторической правде. Красная Армия освободила лагерь “Аушвиц-Биркенау”, и все об этом знают. Но у солдат Красной Армии была национальность. Там были русские, украинцы, белорусы, казахи, представители среднеазиатских народов», – объяснил свою точку зрения министр.
Поводом для скандала стало выступление Схетыны на Польском радио в среду. Перебив ведущего, министр отметил, что «это украинский фронт, 1-й Украинский фронт и украинцы освобождали» концлагерь в Освенциме, «там были украинские солдаты в тот январский день, и они открывали ворота лагеря, и они освобождали лагерь».
Слова Схетыны вызвали бурную реакцию российских политиков. Глава МИД России Сергей Лавров назвал эти заявления кощунственными и циничными. Выступление министра стало предметом обсуждения и в польских СМИ.