Сегодня газета «Аргументы и Факты» опубликовала материал, который подвергает сомнению голливудский миф об успешности борьбы полиции с преступностью в США.
Оказывается, возраст преступников снижается, все чаще привлекаются дети младшего возраста, а число бандформирований растет угрожающими темпами. «Америка бандитская» называется материал, который основывается на данных Стрингерского бюро международных расследований.
Специалисты бюро обращают внимание, что количество человек, мобилизованных уличными бандами, превышает 1,4 млн. чел. Эту цифру можно сравнить с числом солдат в армии США. Если прибавить сюда 2,2 млн. заключенных, то ситуация выглядит просто катастрофической.
Главный вопрос, который задают авторы расследования: где эта армия бандитов ищет себе пополнение? Ведь естественная убыль среди преступников очень высока. Ежедневно сводки американских полицейских отображают десятки и сотни убитых, которые проходят под стыдливым грифом gang-related, т.е. связанные с гангстерами. Это очень политкорректно: создать специальный термин для обозначения новой общественной болезни, вместо того, чтобы заниматься ее лечением.
Бандиты начинают искать себе молодую смену в школах. В связи с кризисом количество школ в стране сокращается, ученики из разных школ объединяются вместе, что само по себе является стрессовой ситуацией для детей, которые получают поддержку от завербованных в банды подростков, вовлекаясь постепенно в преступную деятельность. Как правило, молодых людей просят отнести пакет по указанному адресу, за что они получают неплохую плату – 100 долларов, или больше. Учитывая повсеместный кризис и отсутствие возможности заработать для подростка, а также обнищание населения в крупных промышленных центрах вроде Чикаго или Детройта, такая тактика срабатывает практически со 100% результатом. Возраст детей, которых привлекают, все время снижается: сейчас наиболее активно работа ведется с детьми 10-12 лет, но все чаще рекрутеры ОПГ начинают обращаться к первоклассникам, т.е. детям 5-6 лет (в США в школу отдают раньше, чем в России).
Сами школы не могут бороться с проникновением банд, ФБР для помощи учителям выпустило брошюру с символами, которыми бандиты помечают свои территории, чтобы учитель мог опознать по наклейкам и рисункам ребенка, вовлеченного в банду. Однако эти знания ничем не помогут учителю, фактически предоставленному самому себе.
Активизация банд и все расширяющееся поле их влияния происходят параллельно с секвестированием бюджета на содержание правоохранительных органов. В депрессивных районах муниципалитеты вынуждены сокращать отделения полиции, уменьшать количество часов работы, распродавать оборудование (машины, вертолеты и т.д.). Это приводит к росту преступной деятельности по экспоненте.
Например, в г. Окланд, Калифорния, после увольнения 25% полицейских рост краж вырос на 43%. В Чикаго число банд за последние два года выросло на 20%, составив 600 объединений, куда входит порядка 100 тыс. человек. Полицейских, которые занимаются борьбой с ОПГ, в городе всего 200 человек. А недавно количество полицейских сократилось на 1300 человек. Для 3-миллионного Чикаго эти сухие цифры означают, что город стал одним из самых опасных городов в мире: количество убийств в Чикаго превышает этот показатель в Мехико (18 млн. чел.) и Сан-Паулу (11,3 млн. чел.), хотя оба латиноамериканских города долгие годы лидируют в этом печальном рейтинге. В Детройте, некогда гордости американского автомобилестроения, ситуация еще хуже. Год назад мэр, сейчас осужденный за растрату и находящийся в тюрьме, ликвидировал отделение полиции по борьбе с организованной преступностью, что привело к росту убийств на 13%. Общее количество полицейских в городе за 10 лет сократилось в 2 раза, до 2,5 тыс. человек, чей рабочий день состоит всего из нескольких часов, из-за чего раскрываемость преступлений составляет порядка 10%. Детройт занимает первое место в рейтинге Forbes «самых несчастных городов США», и почетное второе место по количеству насильственных преступлений. В богатом Лос-Анджелесе вынуждены выпускать на свободу заключенных, отсидевших 40% срока: у города нет денег на содержание преступников. Надо отметить, что на свободу выходят не только карманники, но и насильники, и убийцы.
Образование среди бандитов ценится высоко: ФБР зарегистрировал 53 случая массовой отправки преступников в армию. Цель у гангстеров простая, - изучить тактику боя, изучить современное оружие, получить навыки владения новейшим вооружением.
Однако ошибкой было бы думать, что правительство США вовсе игнорирует эту ситуацию. В 2006 г. в Стратегии национальной безопасности прописана частичная передача полномочий местных властей военным, в случае масштабных катастроф. В 2008 г. в Стратегию модернизации ВС вошел пункт о новой угрозе национальной безопасности: организациях с радикальной антиправительственной идеологией. Еще два года спустя армия США провела масштабные учения, с отработкой мер по подавлению гражданских волнений в связи с экономическим кризисом. С 2013 г. армия США уполномочена взять на себя «обязанности по подавлению крупномасштабных беспорядков» в случае необходимости.
Если вспомнить численность бойцов бандформирований числом в 1,4 млн. человек, сопоставимую с численностью армии, а также тот факт, что преступникам все чаще удается проникать в ряды ВС, в результате подавления крупномасштабных беспорядков может получится небольшая гражданская война. Впрочем, армия США несколько лучше организована, чем разрозненные банды, а значит, шансы на победу у нее выше. При условии единства командования и политического эстеблишмента, чего на данном этапе американской истории не наблюдается.
Американское законодательство не дает федеральному правительству вмешиваться в самоуправление муниципалитетов, так что принять превентивные меры по предотвращению роста и распространению преступности фактически оказывается не возможно. Белому дому остается только ждать закономерного развития событий, когда бандитов можно будет перебить с помощью военных. Довольно странный метод решения проблемы преступности для самой могущественной страны мира, если подумать.