Россия считает безответственным шагом принятие Генеральной Ассамблеей ООН в среду резолюции с явным креном критики в сторону властей Сирии за вооруженный конфликт с оппозицией, заявил с трибуны всемирной организации первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Александр Панкин перед началом голосования.
Большинством голосов ГА ООН приняла инициированную Катаром резолюцию, вызвавшую почти четырехчасовую дискуссию, хотя в отличие от решений Совета Безопасности всемирной организации, документ имеет чисто декларативный характер.
«Особенно безответственно и контрпродуктивно двигать такую затею в тот момент, когда между Россией и США достигнуты столь важные договоренности о продвижении по пути поиска мирного решения через созыв международной конференции на основе женевских договоренностей, когда мировому сообществу так необходимы консолидированные, сплоченные усилия в работе с сирийскими сторонами с целью выведения их на диалог», - сказал Панкин.
Летом прошлого года в Женеве министры иностранных дел стран-постоянных членов СБ ООН и ряда соседних государств провели конференцию, на которой условились добиваться создания переходного правительства Сирии с участием всех заинтересованных сторон. На этот раз Россия и США предложили новую конференцию, чтобы усадить за стол переговоров власти и оппозицию Сирии, конфликт между которыми не прекращается с марта 2011 года и унес жизни свыше 70 тысяч человек.
«Конференция должна иметь представительный характер с вовлечением участников прошлогодней встречи в Женеве, а также других регионалов, в том числе Ирана и Саудовской Аравии», - пояснил Панкин. По его словам, на передний план выходят «задачи формирования переговорных команд сторон конфликта, объединения оппозиции на конструктивной основе в поддержку диалога, а не ее науськивание на дальнейшее раскручивание спирали насилия», сообщает РИА Новости.
Спорная резолюция
Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла в среду очередную вызвавшую споры резолюцию, несмотря на призывы России и ряда других стран не делать этого. Инициированную Катаром резолюцию поддержали 107 государств, против проголосовали 12, в том числе Россия, воздержалась 59 стран.
Нынешнее заседание ГА ООН по Сирии сопровождалось техническими накладками - в зале по неясным причинам не работал беспроводной интернет, выступление сирийского посла перед голосованием чуть не было сорвано из-за отключения перевода с арабского. Председатель ГА ООН Вук Еремич в этой связи сказал, что может распустить заседание, после чего работа переводчиков была налажена.
В принятой резолюции, отмечается признание Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил как «законного представителя» народа Сирии. С другой стороны в документе ГА ООН преобладает критика правительства страны за «продолжающуюся эскалацию применения сирийскими властями тяжелых вооружений, в том числе неизбирательные обстрелы из танков и с воздуха, и использованием баллистических ракет и прочих вооружений неизбирательного действия против населенных пунктов, а также применение кассетных боеприпасов». Оппозиция в резолюции подвергается критике в основном косвенно, без прямого на нее указания.
Вместе с тем, в отличие от решений Совбеза ООН резолюции Генассамблеи носят чисто рекомендательный характер. В 2012 году были принято две аналогичные резолюции по Сирии.
Конфликт может перекинуться на другие страны
Конфликт в Сирии может распространиться на соседние страны, заявил официальный представитель Белого дома Джей Карни на брифинге в среду.
Отвечая на вопрос, не приведут ли точечные удары Израиля к вовлечению в конфликт новых сторон, Карни сказал: «Мы признаем, что конфликт в Сирии может распространиться на соседние страны… Но Израиль имеет право защищать своих граждан, предотвращая поставки оружия террористическим группам».
По данным СМИ, в начале мая Израиль нанес несколько авиаударов по сирийской территории, чтобы уничтожить партию оружия, предназначенного для ливанской группировки "Хезболлах".
Комментируя инициативу сенаторов разрешить поставки оружия сирийской оппозиции, представитель Белого дома сказал: «Возможны разные варианты, но сейчас наша позиция заключается в том, что мы не поставляем оружие. При этом мы значительно увеличили объем помощи сирийской оппозиции».