В российской армии масштабная реформа в самом разгаре, нечто подобное происходит сейчас и с вооруженными силами Германии: сокращение штатов, изменение структуры и перевооружение. Плюс то, о чем в России пока и не мечтают: уверенный уход от службы по призыву. Корреспондент Infox.ru, побывавший в министерстве обороны Германии, выяснил, куда стремится Бундесвер.
Реформа Бундесвера
Последний раз серьезной реформе вооруженные силы Германии подвергались 20 лет назад, когда объединялись восточная и западная части страны. Планомерное сокращение численности вооруженных сил и оборонного бюджета происходило все эти годы, но сегодня Бундесвер снова на пороге масштабных перемен. 250 тыс. военнослужащих (из них примерно 60 тыс. – срочники, 132 тыс. – контрактники и только 56 тыс. – кадровые военные) и 100 тыс. гражданских, три вида войск (сухопутные, военно-морские силы и ВВС) и два отдельных «тыловых» компонента (объединенные силы обеспечения и медицинская служба) – германские власти считают, что такая структура не соответствует задачам национальной армии.
Безопасность населения и защита границ страны продолжает оставаться основной, но в большей степени стратегической целью, ведь времена «холодной войны» ушли в прошлое и Германии никто не угрожает. Сейчас главные задачи немецкие военные выполняют, участвуя в зарубежных миссиях. 6,8 тыс. германских солдат служат за пределами границ страны, из них 4,6 тыс. находятся в Афганистане. Именно изменившиеся задачи и современные вызовы, главный из которых, – терроризм, вынуждают Бундесвер задуматься над реформой.
Германия планирует сократить свою армию до 163,5 тыс. человек и сэкономить в следующем году 8 млрд евро (нынешний годовой оборонный бюджет Германии составляет приблизительно 30 млрд евро – это около 10% от федерального бюджета и примерно 1,4% от внутреннего валового продукта).
Под сокращение попадут прежде всего офицеры. «Генералам в Кундузе делать нечего. Нам нужны не только вожди, но, в первую очередь, индейцы», -- иронично поясняют в Бундесвере. Вероятно, сокращение будет проходить за счет досрочного выхода на пенсию. Являясь госслужащими, офицеры в случае сокращения вправе рассчитывать на солидное выходное пособие.
Вдобавок Германия приостанавливает призыв. Из Конституции соответствующую статью не изымают, но на практике от этого способа формирования войск решено отказаться. «Имея 250-тысячную армию, мы не можем отправить в зарубежные миссии больше 7 тыс. военнослужащих. Это не соответствует нашим сегодняшним задачам», -- говорят в Бундесвере. Дело в том, что срочники по закону не могут быть направлены в место реальных военных действий, а значит, в зарубежных миссиях бесполезны. В результате реформ германская армия при общем сокращении численности должна получить примерно 10 тысяч профессиональных бойцов, способных воевать в "горячих точках".
Реорганизации подвергнется и вооружение. «Нам нужны не тяжелые танки, а бронированная техника для мобильных групп», -- поясняют в Бундесвере. Реализация реформы начнется со следующего года.
Социальная защита
Немецкая армия не испытывает недостатка в кадрах. Хорошие деньги, перспективы и достойные условия жизни привлекают молодежь. Специального военного образования в Германии как такового не существует. У Бундесвера есть два вуза, в Мюнхене и в Гамбурге, но они готовят по обычным гражданским профессиям – от социологии до космонавтики.
В профессиональную армию попадают, как правило, через призыв (сейчас обсуждается его замена так называемым «добровольным социальным годом»). Срочная служба длится 6 месяцев (раньше было 9 месяцев). Как правило, солдата стараются определить куда-нибудь поближе к дому. Военные части часто расположены прямо в черте города, и военнослужащий может на ночь и на выходные уходить домой. Призывники, включая тех, кто проходит альтернативную службу, состоят на полном гособеспечении и еще получают около 500 евро ежемесячно.
Дедовщина исключена если не полностью, то на 99%, уверяют в Бундесвере. Периодически громкие скандалы разыгрываются, но по российским меркам – практически на пустом месте. Так, в марте этого года шуму наделала история, связанная с одним из элитных подразделений немецкой армии – батальоном баварских горных стрелков. Предметом негодования общественности стал «обряд посвящения», заключавшийся в том, что новобранцы в полной выкладке должны были бегать 100 минут по горным тропам, затем ползти 100 м по дну ручья, а в завершение – съесть кусок сырой свиной печени. Жалобой одного из бойцов занялся уполномоченный Бундестага по вопросам Бундесвера, и часть была расформирована.
Но как массового явления дедовщины в немецкой армии действительно нет. За нарушения серьезно штрафуют и даже выгоняют из вооруженных сил. А это ощутимые потери: армия дает неплохую зарплату и соцпакет.
Именно поэтому после завершения срочной службы некоторые заключают контракт и остаются в армии на срок от 2 до 15 лет. Только тогда государство вправе отправить бойца в зарубежную миссию. Одна такая командировка длится 4--6 месяцев. После нее -– 2-2,5 года дома. Это обязательное правило, выработанное в интересах защиты семьи и психического здоровья солдата. За зарубежную службу в «горячей точке» положены суточные. Размер их не зависит от звания – рядовой рискует даже больше командира. В Афганистане, например, суточные – 100 евро в день.
Зарплата контрактника сопоставима с доходом штатского чиновника соответствующего ранга и по германским меркам вполне приличная. Кроме того, по окончании службы ему дополнительно выплачивается сумма на получение образования, и вчерашний солдат может поступить в вуз. «Несколько лет назад люди, увольняясь из армии, были абсолютно уверены в своем гражданском будущем. Сегодня сложнее. Но, в любом случае, Бундесвер финансирует обучение», -- поясняют в ведомстве.
Жизнь контрактника мало чем отличается от жизни гражданского служащего. «Утром он завтракает с семьей, отводит детей в школу, потом, как большинство его соседей, идет на службу и вечером возвращается домой. Это обычная работа», -- рассказывают военные. Благодаря социальным гарантиям контрактная служба продолжает оставаться весьма привлекательной и в кризисные времена. На нее берут по отбору.
Зарплата кадрового военного – того, кто выбрал армию своей профессией вплоть до пенсии, – зависит от многих обстоятельств, но в первую очередь от уровня образования и семейного положения (в Германии налоги ощутимо увязаны с количеством детей в семье). К примеру, 45-летний подполковник с двумя детьми получает 4--4,5 тыс. евро в месяц.