Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:37
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Медведев и Обама подписались под ограничениями

Опубликовано
Текст:

Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама поставили подписи под новым Договором о СНВ, предусматривающим сокращения ядерных арсеналов на треть по сравнению с уровнем в московском договоре 2002 года. Эксперты, однако, считают, что СНВ-3 обязывает стороны не столько сократить, сколько ограничить оперативно развернутые ракеты и средства доставки на время модернизации арсеналов.

В Праге состоялось торжественное подписание нового 10-летнего Договора о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений. Подписи под документом, переговоры по которому затянулись на несколько месяцев по сравнению с запланированными сроками, поставили президент России Дмитрий Медведев и его американский коллега Барак Обама.

Соглашение состоит из трех частей: основного текста с преамбулой, протокола о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений и технических приложений. В настоящее время полностью согласованы только первые две части, а технические приложения, в которых детализируется, в частности, инспекционный режим, еще дорабатываются и должны быть готовы к маю, ко времени рассмотрения договора в сенате США.

После окончательного согласования основных параметров документа в конце марта стороны заявили, что им удалось соблюсти в ДСНВ баланс стратегических интересов. Соглашение, которое пришло на смену истекшему в декабре прошлого года СНВ-1, фиксирует следующее: предельный уровень в 1550 развернутых боезарядов для каждой из сторон, 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков, а также 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ и развернутых бомбардировщиков.

Каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений. Предусмотрено, что все СНВ будут базироваться исключительно на национальной территории каждой из сторон. Россия оставила за собой право выхода из договора, если сочтет, что развитие американской ПРО будет угрожать ее стратегической безопасности.

Вопрос ПРО не снят

После подписания договора президент США Брак Обама заявил, что документ позволил остановить тенденцию к ухудшению отношений между двумя ядерными державами, а также вновь заверил, что ПРО не нацелена против безопасности России. Российский лидер Дмитрий Медведев также выразил удовлетворение достигнутым соглашением, но отметил, что ДСНВ будет действовать лишь при условии, что противоракетная оборона США не нарушит стратегический баланс между двумя странами, передает Associated Press.

В распространенном пресс-службой Кремля отдельном заявлении относительно ПРО подчеркивается, что «Договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей систем противоракетной обороны США». При этом президенты договорились продолжить переговоры по проблеме ПРО, в перспективе возможно даже обсуждение рамочного соглашения по этому вопросу с участием стран НАТО.

По словам Медведева, Россия «заинтересована в том, чтобы максимально тесно сотрудничать по этому поводу с нашими американскими партнерами», подтвердив «желание и волю этим вопросом заниматься». «Мы предложили США также свои услуги в области создания глобальной системы ПРО. Об этом нужно думать», -- приводит слова президента РИА «Новости».

Взаимосвязь между ПРО и СНВ указана лишь в преамбуле документа, и стороны по-разному интерпретируют эту увязку. В Кремле заявляют, что положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений зафиксировано «в юридически обязывающей форме», однако американские официальные лица заявляют, что никаких ограничений на развитие и развертывание систем ПРО соглашение не накладывает.

Глобальный удар

Другой проблемной точкой стало намерение США компенсировать сокращения ядерного арсенала за счет неядерных стратегических ударных вооружений, которые, как и ядерное оружие, должны будут обеспечивать задачи сдерживания. Однако в отличие от ракет в ядерном оснащении вероятность применения конвенциональных баллистических ракет в условиях реальных конфликтов возрастает.

Тегерану обещаны санкцииПрезидент США Барак Обама ожидает, что новые более жесткие санкции против Ирана могут быть приняты уже текущей весной, передает Reuters. «Я ожидаю, что мы сможем обеспечить жесткие санкции в отношении Ирана этой весной», -- сказал Обама на совместной в Дмитрием Медведевым пресс-конференции. В ближайшие недели обсуждение этих мер начнется в ООН.
В новом соглашении влияние МБР и БРПЛ в неядерном оснащении на стратегическую стабильность отмечено, однако американская сторона не считает этот пункт юридически обязывающим. Россия подстраховалась на случай, если США решат переоборудовать имеющиеся ядерные стратегические носители под программу неядерных ударных вооружений, настояв на включении в договор ограничений на носители.

Эксперты считают главным достижением переговоров по СНВ не столько заявленные сокращения, сколько продление верификационных и инспекционных мер, истекших вместе с СНВ-1. В новом договоре прописаны положения, касающиеся определений, обмена данными, уведомлений, переоборудования и ликвидации, инспекций и процедур проверки, а также мер укрепления доверия.

Что касается обозначенных в документе количественных параметров, то аналитики высказываются более сдержанно. Как отмечает член Федерации американских ученых Ганс Кристенсен, несмотря на то что договор сокращает лимит на развернутые стратегические боеголовки, он не предписывает сокращение их числа.

«Договор не требует уничтожения ни одной ядерной боеголовки и позволяет США и России развернуть почти такое же число боеголовок, какое было позволено в московском СНП 2002 года», -- указывает эксперт. Разрешенный в договоре лимит не соответствует действительному количеству боеголовок, которые могут быть развернуты. Причина этого парадокса кроется в новой методике подсчета, в соответствии с которой один стратегический бомбардировщик, который может нести от 6 до 20 боеголовок, считается как одна боеголовка.

Задел на будущее

В будущем сторонам еще придется обсуждать проблемы «возвратного потенциала», то есть снятых с дежурства, но не уничтоженных боеголовок, а также тактического ядерного арсенала, который нынешним договором не учитывается. Также в договоре не ограничены параметры перераспределения боеголовок между тремя столпами ядерной триады, поэтому сохраненные с бомбардировщиков боеголовки потенциально могут быть использованы в других целях.

Сторонам теперь предстоит обеспечить ратификацию договора законодателями. В Вашингтоне рассчитывают, что сенат может одобрить договор до конца текущего года. У демократов нет необходимого большинства, поэтому им придется заручиться поддержкой республиканцев, которые, впрочем, как полагают наблюдатели, могут отомстить Белому дому за реформу здравоохранения. Обаме также выгодно завершить ратификационный договор до начала в ноябре промежуточных выборов в конгресс США.

Госдума может ратифицировать договор в осеннюю сессию, сказал РИА «Новости» глава международного комитета Госдумы Константин Косачев. Но уже 20-21 апреля российские и американские сенаторы проведут консультации, сообщил глава комитета по международным делам Совета федерации Михаил Маргелов. Кремль настаивает на синхронизации ратификационного процесса законодателями обеих стран.

АвтоВАЗ начал сборку «Гранты» в Азербайджане
Реклама