Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

17:25
Москва
23 апреля ‘24, Вторник

Грузинская армия выходит на нового противника

Опубликовано
Текст:

Грузия активно восстанавливает боеспособность. Командование, консультируемое иностранными специалистами, реформирует армию с учетом новых реалий. Вооруженные силы увеличились количественно и выходят на новый качественный уровень, полагают эксперты. Теперь вероятный противник Грузии не Абхазия и Южная Осетия, а Россия.

Активная модернизация грузинской армии началась сразу после прихода к власти Михаила Саакашвили. В обществе повысился статус военнослужащих, для военных строили новые гарнизоны. С 2004 по 2008 год заработная плата лейтенанта увеличилась в семь раз, а зарплата капрала (рядовой контрактной службы) – в 8,5 раза.

Но улучшилось не только социальное положение военнослужащих. Началось обучение личного состава и оснащение новой техникой. Военнослужащие проходили переподготовку по натовской программе «Обучи и оснасти». Бойцы 1-й пехотной бригады получили боевой опыт в Ираке. До августовской войны 2008 года Грузия закупила десятки единиц бронетехники, артиллерии, средств ПВО. Однако поражение в ходе пятидневной войны показало: грузинская армия все еще не способна оказать адекватное сопротивление явно более сильному противнику. Военные сделали выводы, и грузинская армия вновь реформируется, уже с учетом новых задач.

«Если одеть военных в германскую форму, это не значит, что они станут воевать, как солдаты бундесвера», – подмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его мнению, высокий статус и резкое улучшение уровня жизни военных вызвали в грузинской армии и типичные для постсоветских стран негативные тенденции, такие как трудоустройство по блату и кумовство. Часто в ряды вооруженных сил попадали «случайные» и непрофессиональные люди, что снижало боеготовность армии.

У грузин, идущих в армию, довольная высокая мотивация, связанная с государственной задачей «восстановить целостность Грузии» (особенно мотивированы беженцы из Абхазии и Южной Осетии). Но в ходе военного конфликта боевой дух ряда подразделений оставлял желать лучшего. После войны грузинские власти завели около 1,7 тыс. уголовных дел о дезертирстве.

Национальный резерв

В «разборе полетов» после поражения в пятидневной войне участвовали иностранные специалисты, уверен главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его мнению, объединенный штаб грузинских вооруженных сил курируется Пентагоном. Одна из первых мер, принятых после конфликта, – увеличение обучения рекрутов и преобразование системы резерва. Грузинское командование осознало, что помимо новой техники важно иметь большой штат по-настоящему подготовленных командиров.

В Крцанисском учебном центре выпуск 2009 года составил 832 военнослужащих, тогда как в 2008 году там единовременное обучение проходили в среднем лишь 500-600 рекрутов. Привлечь к службе в армии в качестве офицеров хотят и студентов. На официальном сайте министерства обороны Грузии вывешено объявление о наборе в специальную программу подготовки офицеров для студентов госвузов. Участник программы получает грант, в ходе обучения в гражданском учебном заведении он одновременно проходит курсы Национальной академии обороны. При получении диплома участники программы продолжают обучение в академии до присвоения ранга офицера. Получив ранг, гражданин обязан пройти службу в грузинских вооруженных силах сроком в пять лет.

В грузинской армии резерв формируется на основе национальной гвардии. По информации военного эксперта Вячеслава Целуйко, грузинские резервы приобрели новую структуру и состоят теперь из двух компонентов. Резервисты первого класса – это две бригады, укомплектованные бывшими военными, чей контракт закончился в течение последних нескольких лет. Обучение по программе резерва первого класса длится 200 дней. Второй компонент резерва – территориальная оборона, которая формируется из старого активного резерва. Их главная задача – охрана государственных и военных объектов. Такой резерв разгружает основные боевые части от второстепенных задач.

По сути, Грузия пытается воплотить в жизнь «концепцию вооруженного народа». В конце 2009 года на открытии нового здания управления Национальной гвардии грузинский президент Михаил Саакашвили заявил: «Мы должны подготовить любого гражданина страны, в том числе и женщин, чтобы они были подготовлены и вооружены для оказания сопротивления врагу».

Финансы

За годы правления президента Михаила Саакашвили военный бюджет Грузии вырос в 60 раз. Пик расходов пришелся на боевой 2008 год. Тогда бюджет Минобороны составил 1,5 млрд лари (примерно $880 млн), в 2007-2008 годах осуществлялись массовые закупки военной техники. Финансовый кризис отразился на военных расходах Тбилиси. В 2009 году Минобороны получило 897 млн лари ($527 млн), а в 2010 году планируется выделить 750 млн ($441 млн).

Но военный бюджет Минобороны – это не главный источник финансирования военной реформы. Значительная часть средств на грузинские военные расходы выделяются странами Запада. Так, после российско-грузинской войны Грузии было выделено $4,5 млрд на восстановление военной инфраструктуры. Согласно данным грузинских СМИ, ссылающихся на обсуждение бюджета США в конгрессе в секции иностранной помощи, в 2009 году военная помощь Грузии от американцев составила $11.8 млн, в 2010 году планируется выделить $14 млн.

Стратегия

До пятидневной войны планирование боевых действий грузинской армии осуществлялось исходя из главной задачи – возвращения в состав Грузии де-факто независимых Абхазии и Южной Осетии. При этом предполагалось разгромить противника в кратчайшие сроки, а участие в конфликте России считалось маловероятным. Такой просчет и стал главной причиной поражения Грузии в войне, которую сами военные вести были не готовы.

Теперь же вся реформа армии адаптирована к новым условиям. По словам Игоря Коротченко, грузинская армия готовится к ведению локальных конфликтов по современным стандартам с использованием средств радиоэлектронной борьбы, беспилотной авиации. По американским и израильским стандартам проходят подготовку и отряды коммандос. Эксперт полагает, что сейчас грузинские военные главным противником считают не армии Абхазии и Южной Осетии, а российские военные базы в этих странах и Северо-Кавказский военный округ.

Численность и оснащение

В 2009 году численность вооруженных сил Грузии составила около 39 тыс. человек. Это на 7 тыс. военных больше, чем в 2008 году.

После войны завершилось формирование 5-й пехотной бригады, а хонийская артиллерийская группа была развернута во 2-ю артиллерийскую бригаду. Эти два подразделения прикрывают западное абхазское направление (для штурма Цхинвала в августе 2008 года командование перебросило из Кутаиси 3-ю пехотную бригаду, «оголив» абхазский фронт).

Из-за больших потерь расформирован горийский отдельный танковый батальон. Но создан отдельный противотанковый батальон. На родину из Ирака возвращены 2 тыс. бойцов 1-й пехотной бригады. Правда, в ноябре 2009 года направили 178 солдат 2-й пехотной бригады в Афганистан. Грузинские военные будут получать боевой опыт в составе французского контингента в течение шести месяцев.

Так что в перспективе с учетом формируемого резерва сухопутные силы Грузии вырастут на три пехотные бригады и одну артиллерийскую. В то же время Грузия отказалась от военно-морских сил. Понеся серьезные потери и осознав бесперспективность военной конкуренции с Россией на море, Грузия просто упразднила их, а уцелевшие корабли передала береговой охране.

Однако судить о масштабах переоснащения грузинской армии сейчас достаточно сложно. Грузия так и не представила отчет за 2008 год в Реестр обычных вооружений ООН. Ранее Тбилиси, напротив, регулярно публиковал подробные данные о закупке новой технике, формируя имидж «самой боеспособной армии в Закавказье» и осуществляя моральное давление на власти Абхазии и Южной Осетии. Бравада, видимо, сменилось расчетом.

Тем не менее тот же реестр содержит данные о продажах вооружений. Эти данные свидетельствуют, что уже после войны Грузия получила до 70 турецких бронетранспортеров Ejder и 20 танков Т-72Б от Украины. Правда, эта техника была поставлена по контрактам, заключенным еще до конфликта. Но эксперты сходятся во мнении, что благодаря новым поставкам оружия Грузия непросто восстановила боеспособность армии, а превысила уровень августа 2008 года.

Главные поставщики

При координации со стороны Пентагона в Грузию поступают разные вооружения из стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Болгария) и особенно с Украины, считает Игорь Коротченко. «Украина – это последний шанс быстро пополнить арсенал, так как при смене власти, такой возможности уже не будет», – поясняет собеседник Infox.ru.

«Из Украины Грузия вновь получила бэтээры и ракетные системы залпового огня «Град», – рассказывает военный эксперт Заур Алборов, – есть информация, что в Грузию поступили и израильские РСЗО «Линкс». По данным эксперта, оружие начало поступать в Грузию сразу после конфликта: «В одном из американских кораблей, привезших в Батуми якобы гуманитарную помощь, были модернизированные зенитно-ракетные комплексы Hawk, взятые с баз хранения в Италии».

Действия российской авиации в глубине грузинской территории и неоднократные удары штурмовиков по технике и живой силе противника повлияли на развитие грузинских сил ПВО. Заур Алборов считает, что «вокруг Тбилиси уже создан «зонтик» противовоздушной обороны».

Точно известно, что при сохранении численности авиационной составляющей (грузинские силы ПВО входят в состав ВВС) штат военно-воздушные сил Грузии увеличился с 1813 человек (2008 год) до 2971 (2009-й). Силы ПВО уже принимали активное участие в учениях «Щит-2009».

Войны пока не будет

Эксперты, опрошенные Infox.ru, считают, что полностью боеспособной грузинская армия станет только через год-полтора. При этом новый военный конфликт с Абхазией и Южной Осетией пока маловероятен.

«Грузия может атаковать российские контингенты в республиках только в условиях сильного политического кризиса в России», – полагает Руслан Пухов. Пока из-за проблем с расквартированием российские военные базы укомплектованы не полностью. Также вызывают опасения отдаленные и труднодоступные для российских войск Ленингорский район в Южной Осетии и Кодорское ущелье в Абхазии.

Но, по словам Игоря Коротченко, российские контингенты в признанных республиках несут не военную, а политическую функцию, поддерживая статус-кво. Грузия понимает, что силовые действия в отношении Цхинвала и Сухума будут означать нападение на Россию.

При работе над материалом в части преобразовании резерва и структурных изменений в грузинской армии использованы материалы из сборника статей «Танки Августа» Центра анализа стратегий и технологий.

Шольц обвинил Путина в «присвоении Канта»
Реклама