Замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что верит в успех предстоящих переговоров России и США по стратегическим наступательным вооружениям. Эксперты, однако, настроены скептически.
Переговоры по СНВ будут «безусловно успешными», заявил замминистра иностранных дел России Сергей Рябков после консультаций с коллегами из США, передает РИА «Новости». «Степень продвижения выше наших ожиданий, которые были, когда мы начинали», -- сказал дипломат в преддверии встречи президентов России и США, которая запланирована на будущую неделю.
Целью переговоров является создание нового договора по стратегическим наступательным вооружениям, который должен заменить прежний. Срок действия старого договора истекает 5 декабря этого года. Первый договор (СНВ-1) был подписан в 1991 году и обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тыс. до 6 тыс. боеголовок с каждой стороны.
Рябков заявил, что сейчас в значительной степени уверен в том, что до декабря «получится солидный документ с комплексом мер проверки и обмена информации, который будет содержать положения, обеспечивающие равную безопасность сторон и реальное сокращение стратегических наступательных вооружений проверяемым образом».
Дипломат отметил, что новый договор будет предусматривать «реальное сокращение» боеголовок «по сравнению с тем, что мы имеем и в действующем договоре СНВ-1, и в действующем московском договоре о стратегических наступательных потенциалах (СНП)». Договор об СНП был подписан в мае 2002 года, рассчитан на десять лет и предусматривает сокращение с каждой стороны числа боезарядов до 1,7-2 тыс. единиц.
Рябков, заявив, что рассчитывает на успешный исход переговоров, особо подчеркнул проблему сохранения и выполнения будущих договоренностей. «Всегда надо работать на лучшее, а готовиться к худшему. Это незыблемое право военного дела и дипломатии», -- сказал Рябков. По его словам, «лучшей гарантией от отката назад, от ухудшения отношений могло бы стать продвижение по повестке в сферах безопасности, экономики, контактов между людьми, но более существенно -- если бы мы смогли преодолеть возникший в последние годы значительный взаимный дефицит доверия».
«Эта задача, на наш взгляд, прежде всего на американской стороне, хотя нельзя недооценивать степень недоверия американской политике, которое имеется в российском обществе. Только делами можно это выправлять», -- считает замминистра. По его прогнозам, за годы президентства Обамы -- четыре года или восемь лет, в зависимости от результатов будущих выборов, «при нынешней демократической администрации в принципе есть вполне достаточный строк, чтобы создать гарантию от неповторения ошибок и нежелательных поворотов, с которыми мы столкнулись в прошлом».
Эксперты настроены скептически
Члены экспертного клуба «Валдай» высказались в том смысле, что «перезагрузка» отношений между Россией и США, которая наметилась в отношениях двух стран с приходом к власти новой американской администрации Барака Обамы, может оказаться бесполезной и даже усилить взаимное недоверие, если не достичь переплетения интересов, которые пока лежат абсолютно в разных плоскостях. Такое мнение выражено в докладе «Перенастройка, а не перезагрузка. Интересы России в отношениях с США», подготовленном экспертами во главе с председателем президиума совета по внешней и оборонной политике Сергеем Карагановым. Этот доклад подготовлен в ответ на доклад группы крупнейших американских специалистов по российско-американским отношениям «Переосмыслить политику США в отношении России» («Rethinking U. S. Policy toward Russia»).
Рецепт успеха
По мнению этих специалистов, жизненно важные для России интересы являются второстепенными для США и, наоборот, жизненно важные интересы для Америки имеют второстепенное значение для Москвы. Соответственно, для нормализации взаимоотношений необходимо, чтобы страны уступали друг другу по менее важным вопросам, реализуя при этом свои жизненно важные интересы.
Россия может, в частности, оказать поддержку усилий США в Ираке, действиям Соединенных Штатов и НАТО в Афганистане исключая прямое военное вовлечение. Также она может выработать единую с США политику в отношении ядерных проблем Ирана и Северной Кореи, добиваться сближения позиций в ближневосточном урегулировании и решении других проблем.
Со стороны США была бы желательна существенная коррекция их политики в отношении постсоветского пространства и европейской безопасности. Так, США должны отказаться от попыток разжигания противостояния России с ее соседями и партнерами -- Украиной, Грузией и другими странами постсоветского пространства путем их вовлечения в НАТО, а также от выстраивания с ними двусторонних военно-политических партнерств.
Эксперты отмечают, что у России и США существует обширное поле для совместной деятельности, на котором жизненные интересы стран вполне совпадают. В первую очередь это ядерная безопасность, в том числе нераспространение ядерного оружия и многостороннее ядерное сдерживание, и разрешение ряда региональных кризисов и конфликтов, прежде всего в Афганистане. Кроме того, важнейшей сферой сотрудничества могла бы стать энергобезопасность.