НАТО заявляет, что службы слежения засекли 28 и 29 октября 2014 года несколько групп российских боевых самолетов, участвовавших в крупных военных маневрах в европейском воздушном пространстве над Балтийским, Черным и Северным морями, а также над Атлантикой.
«Примерно в 3:00 утра по центральноевропейскому времени 29 октября радары НАТО обнаружили группу из восьми российских самолетов над Северным морем», - говорится в сообщении альянса.
По тревоге были подняты истребители F-16 Королевских ВВС Норвегии, пилоты которых идентифицировали российские самолеты - четыре стратегических бомбардировщика Ту-95 и четыре самолета-заправщика Ил-78.
По данным НАТО, группировка вылетела с территории России, а затем прошла над Норвежским морем в международном воздушном пространстве.
После этого шесть самолетов повернули на северо-восток в сторону России, а два бомбардировщика продолжили полет на юго-запад параллельно побережью Норвегии. На их перехват вслед за норвежскими самолетами поднимались британские, а затем, когда Ту-95 оказались над Атлантикой, и португальские истребители, сообщает Би-би-си.
Бомбардировщики и самолеты-заправщики не информировали о плане полета и не поддерживали радиосвязь с гражданскими службами управления воздушным движением, чем создавали потенциальную опасность для гражданской авиации, заявляют в НАТО.
Российская сторона пока не прокомментировала эти заявления.
Сообщается, что в тот же день радары НАТО засекли над Черным морем два Ту-95 и два истребителя Су-27.
Примерно в это же время над Балтийским морем были обнаружены два перехватчика МиГ-31, два истребителя-бомбардировщика Су-34, два фронтовых бомбардировщика Су-24 и один истребитель Су-27.
Эта же ударная группа из семи самолетов появлялась в небе над Балтикой накануне, 28 октября, утверждают в НАТО.
На их сопровождение поднималась авиация Германии, Дании, а также не входящих в НАТО Финляндии и Швеции.
В случае с российскими истребителями говорится, что они сообщили о плане полета и использовали транспондеры (устройства для обмена сигналами, использующиеся для идентификации воздушного судна), но не поддерживали радиосвязь с гражданскими службами воздушного движения.
В североатлантическом альянсе сообщают, что в 2014 году авиация НАТО вылетала на перехват более 100 российских самолетов, что примерно втрое больше, чем годом ранее.
На прошлой неделе руководство НАТО сообщило о перехвате над Балтийским морем российского самолета-шпиона. Российская сторона заявила, что самолет совершал учебный полет над нейтральными водами.