Планы США по размещению новых объектов ПРО в Европе затрудняют переговоры по СНВ. В российском МИДе настаивают, что без увязки ПРО и СНВ согласование равноправного договора невозможно.
Планы США по размещению элементов ПРО в Румынии и Болгарии сказываются на переговорах по договору о сокращении стратегических наступательных вооружений, которые сейчас Кремль ведет с Белым домом, заявил замглавы российского МИДа Сергей Рябков.
«Не то чтобы опосредованно, а самым непосредственным образом происходящее в сфере ПРО и в отношениях США с их восточноевропейскими союзниками по этой теме оказывает влияние на наши переговоры по договору о СНВ», -- сказал Рябков, передает «Интерфакс». По словам замминистра, «вне признания взаимосвязи между СНВ и ПРО такой договор невозможен, он не может состояться».
«И усилия США и их восточноевропейских союзников в сфере ПРО для нас имеют существенное значение. Конечно же, мы это отслеживаем и анализируем со всей тщательностью. И не можем не испытывать озабоченность в связи с тем, что эти планы начинают материализоваться», -- отметил дипломат.
Говоря о сроках заключения нового договора, переговоры о котором идут уже многие месяцы, Рябков заявил, что «у нас остались буквально считаные темы, которые требуют окончательной отработки, подчистки». «Мы прошли за эти девять раундов огромный путь. Столь интенсивных переговоров между Москвой и Вашингтоном не было давно. И результат очень близок», -- заверил замглавы МИДа. Точных сроков он, правда, не назвал. Ранее министр иностранных дел Сергей Лавров сообщал, что договор СНВ планируется заключить в первом квартале этого года.
Трудности ратификации
Рябков обратил внимание на будущие трудности, которые может встретить договор такого рода на пути ратификации не только в США, но и в России. «Сказать, что это легкий процесс, означало бы погрешить против истины. Нам задают нелицеприятные вопросы, идут сигналы из депутатского корпуса о том, что мы не можем рассчитывать на легкую жизнь», -- сказал он.
«Не хотелось бы, чтобы нас, исполнительную власть, потом упрекнули в несоответствии будущего договора интересам Российской Федерации, чтобы документ у нас «завис», -- отметил замминистра. «Почему-то внимание у многих сейчас сконцентрировано на перспективах ратификации будущего договора сенатом США. Забывают или намеренно делают вид, что не хотят об этом говорить, что у нас в Федеральном собрании тоже предстоит серьезнейший процесс», -- подчеркнул он.
Сотрудничество по ПРО
Рябков отметил, что Россия и США по-разному представляют себе возможное сотрудничество по ПРО. По мнению замминистра, «начинать надо именно с совместной оценки вызовов ракетного распространения, смотреть за тем, каким образом эти вызовы можно парировать, в основном используя политические, дипломатические, экономические и другие меры, затем смотреть, как объединить усилия государств, имеющих соответствующие ресурсы и возможности».
Тем не менее МИД, по словам Рябкова, удовлетворен начавшейся работой в рамках совместной группы по обсуждению ракетных рисков. «Мы действительно начали с американцами обсуждение того, какие риски в сфере ракетного распространения сегодня существуют. Мы продолжим эту работу. В целом удовлетворены, как она началась», -- сказал замминистра.
Иран
Рябков высказался против «парализующих санкций» в отношении Ирана в связи с его ядерной программой. «Термин «парализующие санкции», конечно, вызывает у нас полное неприятие. Санкции должны преследовать цель укрепления режима ядерного нераспространения», -- считает Рябков. «Говорить о санкциях, которые могут трактоваться как наказание целой страны и ее народа за те или иные действия или бездействие, мы, конечно, не можем», -- заверил он. Ранее к «парализующим санкциям» в отношении Ирана призвал израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху.
По мнению замглавы МИДа, переговоры об обогащении иранского урана за границей под контролем МАГАТЭ еще не исчерпали свой потенциал, и сторонам необходимо пойти на компромиссы для достижения договоренности. «Совершенно понятно, что гибкость может и должна быть проявлена с обеих сторон. По существу, мы сейчас оказались в ситуации, когда нас разделяет только вопрос о том, где должен быть проведен подобный обмен (необогащенного урана на обогащенный)», -- считает Рябков.
Он заверил, что Россия намерена выполнить контракт на поставку в Иран комплексов ПВО С-300. «Существует контракт на поставки этих систем в Иран, и мы будем его выполнять. Задержки связаны с техническими проблемами, имеющимися сейчас в отладке соответствующих комплексов», -- заявил Рябков.
Контракт о поставках С-300 между Москвой и Тегераном был заключен в 2005 году, однако после обострения ситуации вокруг ядерной программы Ирана не был реализован. Документ предусматривал поставку системы С-300ПМУ1. Российская сторона при этом подчеркивала, что комплексы представляют собой оборонительное оружие, предназначенное для прикрытия особо важных объектов от ударов с воздуха. Израиль и США выступают против этих поставок, поскольку тогда им будет чрезвычайно сложно грозить Ирану бомбардировкой ядерных объектов.