Россия и США не успеют подписать новый договор по сокращению стратегических наступательных вооружений до 5 декабря, когда истекает срок действия предыдущего соглашения.
Россия и США не подпишут новый договор СНВ до 5 декабря, когда истекает срок прежнего документа, сообщил Reuters источник в Москве. При этом источник уточнил, что стороны все надеются подписать договор в этом году. «Мы можем не успеть все подготовить к 5 декабря», -- сказал источник.
Такую возможность стороны допускали и ранее. Еще в начале осени стало понятно, что даже в том случае, если финальный документ будет подписан в срок, его ратификация может затянуться надолго. Через некоторое время выяснилось, что Россия и США, несмотря на неоднократно подчеркиваемое желание успешно завершить переговоры, имеют значительные противоречия.
Стороны расходятся в подходах к тому, как учитывать в договоре боеголовки и носители. Российская сторона опасается, что США зачтут как сокращение утилизацию старых боеголовок и ракет, а меры контроля окажутся неравнозначными, так как американцы получат сведения о новых российских ракетных разработках -- например, мобильном комплексе «Тополь».
Москва также настаивает на решении вопроса с «возвратным потенциалом» США, то есть с хранящимися на складах боеголовками. Помимо вопросов верификации отдельная проблема состоит в увязке стратегических наступательных вооружений и ПРО, на которой настаивает Россия.
Запасной вариант
Представители внешнеполитических ведомств двух стран призывали не драматизировать ситуацию, указывая, что если им не удастся к 5 декабря согласовать договор во всех деталях, они намерены подписать некое промежуточное соглашение. Оно позволит продлить срок действия предыдущего договора до тех пор, пока не будет ратифицирован новый.
Однако какими именно способами стороны намерены продлить существующий договор, пока неясно. Помощник президента США из совета национальной безопасности Майкл Макфол неделю назад сообщал, что пока как такового текста договора СНВ-2 еще нет. «Мы еще не подошли к финалу. У нас еще остались некоторые важные вопросы. Хочу внести ясность: у нас еще нет соглашения. Необходимо сохранить меры верификации», -- отметил дипломат.
Глава российского МИДа Сергей Лавров заявлял, что достаточной гарантией сохранения процедур верификации будет подписание соглашения о договоре. «Но ничего страшного я в этом (нератификации в срок) не вижу, потому что согласно Венской конвенции о праве международных договоров стороны после подписания соглашения о договоре воздерживаются от каких-либо действий, которые противоречат предмету и целям подписанного ими документа», — сказал министр.
Американцы же предлагают провести через сенат отдельный закон, который позволит российским военным экспертам приезжать в Соединенные Штаты для инспектирования американских ядерных арсеналов на условиях, аналогичных рамкам СНВ-1. Предполагается, что президент страны сможет в будущем продлять это разрешение на любой необходимый срок. Аналогичные обязательства берет на себя и Москва.
Сенатор Ричард Лугар, внесший этот законопроект, подчеркнул, что продление механизма контроля особенно важно, поскольку позволит осуществлять мониторинг намерений российской стороны в период, когда никаких соглашений де-юре та соблюдать будет не должна.
Договор СНВ-1, разработанный в девяностые годы, позволил сторонам сократить стратегический ядерный арсенал до уровня, не превышающего 6 тыс. боезарядов. Московский договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) 2002 года закрепил уровень боезарядов в 1,7-2,2 тыс. единиц. СНП вступил в силу в 2003 году и действует до 2012 года. Согласно июньским договоренностям президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы, по новому договору количество боеголовок сократится до уровня 1500-1675 единиц.