Россия пока не может в полной мере доверять истинным мотивам объявленных ранее США изменений в сфере ПРО. По словам Дмитрия Рогозина, переход на мобильный вариант системы ПРО может привести к появлению ее элементов в других значимых для России регионах.
У России нет абсолютной уверенности, что скорректированная администрацией США конфигурация стратегической ПРО не окажется направленной против российского же ракетно-ядерного потенциала, заявил постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин.
«Если эта система приобретает мобильный характер, то где гарантии того, что эта мобильная штука -- лодка, катамаран, крейсер или линкор с установленной системой противоракетной обороны, с ракетными перехватчиками, -- что эта система не приплывет к нам, в наши северные моря?» -- приводит «Интерфакс» слова Рогозина.
По словам Рогозина, у Москвы действительно есть опасения, что элементы новой системы ПРО могут в перспективе появиться в Северном Ледовитом океане, в Северном море или в Балтийском море. «Нам нужны гарантии того, что действительно параметры поражения этих противоракет будут ограничены ракетами малой и средней дальности», -- добавил Рогозин.
Дым без огня?
Между тем США действительно не исключают возможности размещения компонентов системы противоракетной обороны на севере, а также юге Европы. По мнению аналитиков, речь может идти о Северном море. Кроме того, сообщалось и об учениях эсминца, оснащенного системой противоракетной обороны «Иджис», в Черном море.
Официально пока говорится лишь о планах размещения кораблей с ПРО в Средиземном море. В 2011 году у европейских берегов должны заступить на дежурство как минимум два или три корабля с системой «Иджис», предназначенной для перехвата ракет средней и малой дальности.
Американские военные также заявляли, что некоторые компоненты ПРО могут быть перемещены на Кавказ. Появлялись и не подтвержденные пока официально сообщения о возможном участии Турции в развертывании элементов ПРО.
Представители администрации США при этом ясно давали понять, что планируемая замена стационарного наземного компонента ПРО в Восточной Европе на мобильный морской не означает отказа от планов создания самой системы. Напротив, заявляли в Пентагоне, новая конфигурация позволит развернуть ПРО быстрее, эффективнее и с увеличением числа противоракет, размещение которых на наземных объектах по-прежнему не исключается.
Более того, согласно плану развития морского компонента ПРО, в 2015 году планируется дооснастить расположенные на суше и в море системы ПРО модернизированными ракетами-перехватчиками, а к 2020 году к созданной системе добавится компонент, предназначенный для перехвата межконтинентальных баллистических ракет.
Сотрудничество с НАТО
Россия считает возможным сотрудничество с НАТО в вопросе сопряжения систем противоракетной обороны, но только при условии, что ПРО НАТО не окажется интегрированным в американскую стратегическую систему.
«Если мы поймем, что на самом деле инициатива европейской противоракетной обороны не будет частью тактической противоракетной обороны США, то такого рода усилия возможны», -- приводит слова Рогозина РИА «Новости».
Рогозин также сообщил, что новый генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен посетит с визитом Москву в начале декабря. «Визит состоится до конца этого года. Скорее всего, речь идет о сроке после проведения министерской встречи Совета Россия--НАТО в первых числах декабря», -- сказал Рогозин.
Ранее Расмуссен выступил с инициативой изучить возможность сопряжения противоракетных систем США, НАТО и России. При этом еще на прошлогоднем саммите альянса в Бухаресте страны-участницы признали американский проект ПРО «существенным вкладом» в обеспечение безопасности союзников от ракетной угрозы. В конце прошлого года в НАТО заявляли, что уже не работают над своей собственной системой противоракетной обороны.
Россия и НАТО ранее сотрудничали в вопросе создания тактической противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД). Предполагалось, что к 2010 году будет создана натовская ПРО ТВД, предназначенная для защиты войск от ракет малого и среднего радиуса действия.