Французское оборонное ведомство подтвердило: Россия ведет переговоры с Францией о покупке десантного корабля класса Mistral. В ВМФ России не поясняют, какие задачи ставятся перед новым кораблем. Военные эксперты удивлены и не понимают, зачем России корабль «колониального» класса и почему он выбран без тендера.
Приобретение нового корабля за рубежом – поворот в оборонной политике России. Ранее для нужд российской армии (тем более советской) не производилось таких серьезных иностранных закупок.
В постсоветский период за границей покупали снайперские винтовки и лазерные прицелы. В 2009 году стало известно о крупном контракте по приобретению израильских беспилотных летательных аппаратов. Но беспилотники были куплены, как уверяют российские военачальники, для отработки применения и технологий.
Покупка крупного десантного корабля, стоимость которого в несколько раз превышает предполагаемую сумму контракта на израильские БПЛА, -- сделка иного масштаба и значения.
По словам заместителя директора Центра анализа и стратегий Константина Макиенко, не понятно ничего: зачем российскому флоту такой корабль, где он будет базироваться и, наконец, почему выбор пал именно на продукт французских кораблестроителей?
«Условия обитаемости непригодны для эксплуатации в холодных водах. Остается Черное море. Но зачем на Черном море корабль дальностью действия 10 тысяч морских миль?» -- размышляет эксперт. Использование Mistral в конфликте с вероятным противником в данном регионе (Грузия) выглядит сомнительным. Присутствие российского военного контингента в Абхазии позволяет проводить боевые операции и без морского десанта.
«Фактически это корабль для проведения колониальных экспедиционных операций против очень слабого противника», -- утверждает собеседник Infox.ru. Россия способна создавать подобные корабли, считает он. Это, правда, было бы и дороже (разработка проекта, организация производства, строительство), и дольше по времени. Но «если даже СССР с его глобальными интересами не дошел до строительства таких кораблей, то уж тем более сомнительно, зачем такие корабли России», не понимает эксперт.
«В технологическом отношении это достаточно простой корабль, – пояснил Макиенко, – российская судостроительная промышленность в состоянии его построить». Стоимость одного такого корабля в зависимости от модификации и оснащенности составляет €300-420 млн. «Общий план ВМФ -- закупить четыре-пять кораблей (предполагается, что два-три из них будет построено непосредственно на российских верфях. -- Infox.ru), получаем до 1,5 миллиарда евро, -- отметил эксперт. – Все эти деньги было бы гораздо эффективнее потратить на строительство современных кораблей -- корветов, фрегатов, эсминцев, причем на российских верфях».