Российские ВВС получат новую технику для подготовки пилотов фронтовой авиации. Машины, на которых до сих пор происходило обучение летчиков, давно устарели – все тренировки проводились на самолетах L-39, серийное производство которых прекратилось десять лет назад. Infox.ru протестировал новое приобретение ВВС России – учебно-боевой самолет Як-130.
Главком ВВС Александр Зелин заявил, что Минобороны намерено заключить долгосрочный контракт на поставку «Яков» в российские войска. Новая учебная машина для пилотов фронтовой авиации была представлена на международном авиасалоне МАКС-2009. Сейчас «Як-130» еще проходит государственные испытания. Новый двухместный учебно-боевой самолет заменит устаревший чехословацкий L-39 «Альбатрос». Еще в 1972 году он стал основным учебно-тренировочным самолетом для стран -- участниц Организации Варшавского договора. В 1999 году серийное производство L-39 прекратилось.
«Альбатрос» устарел и морально, и физически. На таком самолете нельзя осуществлять подготовку к военным машинам нового поколения», -- заявил Infox.ru летчик-испытатель ОКБ им. Яковлева Андрей Воропаев (пилотировал «Як-130» на демонстрационных полетах на авиасалоне МАКС-2009).Наличие в авиапарке современного учебного самолета -- важная деталь в формировании нового облика ВВС. Именно на «Яках» будет теперь проходить профессиональная подготовка будущих летчиков фронтовой авиации, которые со временем пересядут на «МиГи» и «Сушки». В ближайшие два года в вооруженные силы будет поставлено двенадцать таких машин, всего же до 2015 года ВВС России получат до шестидесяти самолетов «Як-130».Разработчики ОКБ им. А. С. Яковлева уверяют, что по аэродинамической компоновке и летно-техническим характеристикам дозвукового полета «Як-130» -- единственный в мире учебный самолет, аналогичный современному реактивному самолету поколения 4+. По их словам, пилот, прошедший подготовку на Як-130УБС легко пересаживается как на российские боевые самолеты семейства «Су» или «МиГ», так и на иностранные военные машины (Rafale, Eurofighter, F-16). При этом тренировка на «Яках» обходится гораздо дешевле, чем эксплуатация боевых самолетов.
Технические данные
«Як-130» представляет из себя моноплан классической схемы со стреловидными крыльями и горизонтальным оперением. Такая форма обеспечивает отличную маневренность. Максимальная взлетная масса машины -- 10290 кг. Самолет работает на двух двигателях, тяга каждого из них составляет 2,5 тонны. «Як-130» способен развивать скорость до 1060 км/ч. Дальность полета -- более 2000 км.Самолет обладает рядом интересных технических решений. Во время взлета и посадки воздухозаборники закрываются створками для предотвращения попадания посторонних предметов, что повышает безопасность полета машины. На борту установлена бортовая кислородная станция.
Из учения -- в бой
Учебно-боевой самолет «Як-130» может быть модернизирован в легкий ударный самолет. Степень унификации учебно-боевого и ударного вариантов достигает 90%. На девяти наружных подвесках «Як-130» способен нести до 3000 кг боевой нагрузки (управляемое и неуправляемое ракетное и бомбовое вооружение, пушки). Максимальный угол атаки -- 35 градусов.В соответствии с техническими требованиями на «Як-130» не была установлена РЛС. Также у самолета нет бронирования. Поэтому самолет не может участвовать в крупномасштабных боевых действиях. Но летчик-испытатель Андрей Воропаев считает, что данный самолет может применяться в локальных конфликтах в качестве легкого штурмовика.
«Яки» на экспорт
Учебно-боевой российский самолет нового поколения уже привлек иностранных заказчиков. Корпорация «Иркут» подписала контракт на поставку шестнадцати «Як-130» алжирским ВВС. Сумма сделки оценивается в двести миллионов долларов. В экспортных «Яках» установлена так называемая «английская» кабина, в которой все системы управления переведены на английский язык. Самолеты для Алжира собираются на Иркутском авиационном заводе. Уже в следующем году в Алжир будет отправлена партия из шести «Яков».Для подготовки к управлению «Як-130» создан тренажер. На нем могут тренироваться как курсанты, так и опытные летчики. Именно на тренажере без риска для жизни отрабатывается пилотирование и боевое применение машины. Моделируется весть спектр возможностей самолета от взлета до посадки. Использование тренажера -- это еще и экономия средств, так как не тратится топливо и не расходуется ресурс самолета.Сейчас тренажер, как и сам самолет «Як-130», проходит государственные испытания, после чего планируется поставка в авиаучилища. Один такой тренажер будет отправлен в Алжир.