Радиолокационная станция Космических войск в Белоруссии известна немногим гражданским. Но именно эта РЛС в случае нештатной ситуации зафиксирует баллистическую ракету, стартовавшую в сторону России с Запада -- из акватории Северной Атлантики или баз в Европе. Объект российской Системы предупреждения о ракетном нападении за границей России изучила съемочная группа Infox.ru.
Радиолокационная станция (РЛС), расположенная в 48 км от города Барановичи в Белоруссии, входит в Систему раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН) Космических войск РФ. Создание станции было продиктовано размещением в Европе американских баллистических ракет средней дальности Pershing II. Строительство объекта -- принципиально новой на тот момент цифровой РЛС типа «Волга» началось в 1984 году. Станция должна была отслеживать пуски баллистических ракет на дальности 4800 км на всей территории Европы.
Однако вскоре американские ракеты были выведены из Европы, и в условиях потепления отношений между США и СССР объект был законсервирован. Контроль над северо-западным направлением отошел к РЛС, создававшимся в Скрунде (Латвия). Однако ненадолго. Уже с начала 1990-х объект СПРН в Скрунде работал на условиях его аренды ($5 млн в год) у Латвии, а в 1994 году, когда российская армия ушла из прибалтийской республики, латвийские власти предрешили и судьбу РЛС. В 1995 году в Скрунде была взорвана РЛС «Дарьял-УМ», а в 1999 году Россия завершила демонтаж станции скрунденской РЛС «Днепр-М».
В таких условиях западное направление оставалось, по сути, неприкрытым. Понимая перспективу остаться без контроля над ракетоопасными районами на Западе, Россия возобновила строительство РЛС в Белоруссии. В 1995 году между двумя странами было заключено соглашение, прописавшее существование объекта на ближайшие 25 лет. В конце 1999 года начались конструкторские испытания РЛС, а в 2003 году она была поставлена на боевое дежурство.
Сейчас российская станция в Белоруссии обеспечивает обнаружение баллистических ракет, стартующих с акватории Восточной Атлантики, с эффективностью 100%, с Западной Атлантики -- 67%. Под контролем станции -- ракетоопасные районы в Норвежском море, Северной Атлантике, Европе. Она захватывает и часть юго-западного региона. Ввод этой РЛС позволил на 85% закрыть брешь, образовавшуюся с уничтожением объекта в Скрунде. (Это связано прежде всего с разницей в географическом положении узлов.) В 2006 году заступила на опытно-боевое дежурство РЛС высокой заводской готовности в Лехтуси (Ленинградская область). Станция накрыла оставшееся пространство. Планируется, что до конца года эта РЛС будет принята на боевое дежурство.
Значение РЛС в Белоруссии для СПРН еще более возросло после закрытия объектов системы на Украине, в частности в Мукачеве. Правда, в тот же день, когда была закрыта РЛС в Мукачеве, заступила на опытно-боевое дежурство еще одна РЛС -- в Армавире (Краснодарский край). Как уже рассказывал Infox.ru, в начале 2010 года начнутся государственные испытания первого модуля этого радиотехнического узла (покрывает юго-западное направление). По их результатам будет принято решение о постановке станции на вооружение. Еще один модуль монтируется, ввести его в строй планируют в 2012 году.
В Космических войсках говорят: будущее СПРН именно за станциями высокой заводской готовности. РЛС типа «Воронеж-ДМ», создаваемая в Армавире, позволяет военным видеть куда дальше, чем станции предыдущего поколения (вместо 4,5 тыс. км -- более 6 тыс. км), а высокая степень заводской готовности и модульный принцип построения дают возможность отказаться от многоэтажных капитальных сооружений и возводить объект в течение полутора-двух лет. Но, как заявил командующий Космическими войсками РФ генерал-майор Олег Остапенко, станция в Барановичах «будет служить столько, сколько будет необходимо для нашей обороноспособности».
По словам генерала, несмотря на периодические обострения отношений между российскими и белорусскими политиками, вопрос существования станции не ставится под сомнение. «Когда вопросы связаны с безопасностью государств, торг неуместен», -- уверен он.