27 января на сцене музыкального театра «Новая Опера» состоялась громкая премьера – опера «Пассажирка» Мечислава Вайнберга. На московской сцене зрители увидели ее впервые. У оперы длинная и загадочная история. Она была написана 1967 году, а потом почти сорок лет находилась в опале. И только сейчас начинается открытие Вайнберга как композитора. «Пассажирка» - это история об Освенциме, о большой трагедии. И о жизни, которая продолжается. Как шла постановка «Пассажирки», о возвращении произведений Вайнберга, и о своем проекте «Тенора XXI века» рассказывает директор театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев.
Дмитрий, расскажите про Вайнберга как композитора. Для большинства ведь он неизвестен. Но вот в некоторых источниках говорится, что Шостакович его очень ценил, а в других – его часто называют подражателем этого великого современника. Почему, по Вашему мнению, этот композитор становится популярным именно сейчас, в наше время?
Вайнберг, безусловно, величина самостоятельная. Раньше он был, действительно, для многих неизвестен, а сейчас начинает к нам возвращаться. Это ведь и постановка оперы «Идиот» Вайнберга по одноименному роману Достоевского. Наверное, это естественный ход истории, в каждом времени периодически возникает персона, необыкновенно интересная для музыкального сообщества и публики. Для обывателя Вайнберг – это музыка к мультфильмам – «Каникулы Бонифация» и «Винни-Пух». А на самом деле, этот композитор писал еще и серьезные оперы, камерные сочинения. Я сам в юности играл Сонату Вайнберга для кларнета и фортепиано на конкурсе. У опер Вайнберга сюжеты, которые интересны для постановки на сцене. «Пассажирка» ставилась и в США, и в Германии. И я очень рад, что мы не стали исключением. Это своевременный и современный сюжет.
Как Вы думаете, почему и сейчас эта история так трогает, в чем ее современность?
Прежде всего, это тема очень важна тем, кого она затронула в семье – таких ведь людей много. Для любого человека важно очень хорошо знать историю.
Сложно ли было искать солистов для «Пассажирки»? Ведь это не классическая опера.
Многие солисты предпочитают петь классический репертуар, но в нашем театре артистам интересно было попробовать что-то и современное. Нельзя говорить о том, что опера остановилась на тех классических произведениях, которые были написаны давно, опера развивается и меняется.
Потом «Пассажирка» - все же еще и спектакль. Мне кажется, музыку Вайнберга нельзя воспринимать отдельно от того, что происходит на сцене. Вайнберг написал серьезную драму. И сделал ее мастерски. Если мы знаем сюжет, сопереживаем героям, а, кроме того это еще и какая-то личная история, то действие очень трогает.
«Пассажирку» ставил Екатеринбургский театр, но в основном были концертные исполнения этой оперы. В чем сложность ее постановки?
Екатеринбургский театр нас опередил, он поставил эту оперу раньше. Но это абсолютно разные спектакли, поставленные абсолютно разными приемами. Сергей Широков (режиссер спектакля) задействует те ресурсы, к которым он привык на телевизионной площадке. Это абсолютно иной подход к работе с артистами, в спектакле много видео-сюжетов. Очень важна и постановочная команда. Игорь Чапурин – дизайнер и художник по костюмам, Лариса Ломакина – известнейший художник. Здесь было много сложностей. Потому что художник всегда мыслит, независимо от реальности. И здесь мне было довольно сложно войти в «консенсус с совестью и бюджетом» (смеется). Это, действительно, сложная постановка – ведь действие происходит на корабле. Корабль же нельзя привезти на сцену. Но у нас в этом спектакле много воды – настоящей, декорации изготовлены из очень качественных материалов, мы используем все возможности нашего театра. Я всегда - за то, чтобы постановка была любопытной и интересной.
Как Вы решились все же взяться за такую непростую историю?
Считаю, что такие проекты нужны. Я не жду от этого проекта сиюминутной отдачи, но очень надеюсь, что, как показывает опыт нашей «Саломеи», вот уже второй сезон на эту оперу у нас в театре аншлаги. Спектакль номинирован на «Золотую маску». И все это, несмотря на то, что язык «Саломеи» Рихарда Штрауса достаточно сложен, но публике нравится и музыка, и - сюжет, и, безусловно — исполнение.
Кстати, наша нынешняя премьера приурочена не только к определенной дате 27 января – дню памяти жертв Холокоста - в Москву приедет Екатеринбургский театр и покажет свою «Пассажирку», приедет вдова Вайнберга, его дочери, большое количество политических деятелей. Это целое событие.
Но все же, по Вашему мнению, «Пассажирка» это - трагедия?
Безусловно, это трагедия, ведь «Список Шиндлера» – это тоже трагедия. Любое произведение, связанное с темой войны, Холокоста, любая песня о войне – это всегда трагедия. Почему композиторы-фронтовики писали такие песни, почему Ян Френкель написал песню «Журавли», от которой у все щемит сердце.
Но при этом - это жизнь, и мы должны жить и понимать, что происходило в истории.
Я знаю, что Вы сейчас спешите на репетицию Вашего Арт-проекта «ТенорА XXI века», где Вы выступаете на сцене. Расскажите об этом проекте?
Проект существует уже 11 лет. Мы исполнили за это время более двух тысяч произведений. Мы стараемся исполнять то, что нам не удается петь в наших оперных театрах. Человеку жизнь дается один раз, и он должен прожить ее интересно - в проекте собрались люди, которые искренне желают что-то делать. Но, в любом случае, это - все равно соревнование. При всех наших потрясающих отношениях, радости друг за друга, каждый все равно хочет нравиться публике – и это важно и интересно.
Я стараюсь регулярно выходить на сцену. 23 января у нас был концерт, уже традиционный, посвященный Татьяниному дню – программа проходит уже восемь лет. Обычно в нашей программе музыка Арно Бабаджанянна. Но в этом году мы исполняли песни Пахмутовой, Зацепина, Мартынова, Тухманова, Дунаевского. Вообще, мы уже знаем, что публика от нас ждет. А вот в этом концерте не было Арно Бабаджанянна по одной причине – мы будем петь эти песни на концерте в Кремлевском дворце 31 мая, это будет концерт, посвященный памяти Муслима Магомаева.