Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:58
Москва
17 ноября ‘24, Воскресенье

В театре «У Моста» без мистики никак

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Первый мистический – знаменитый пермский театр «У Моста» - снова в Санкт-Петербурге и снова с мистическими сюрпризами. Гастрольная программа театра из пяти постановок от русской классики до модернового МакДонаха проходит с 7 по 13 декабря на трех сценических площадках - театров «За Черной речкой», «Приют комедианта» и «Цехъ». О том, как сочетается в первом мистическом «классика по подстрочнику» с авторским подходом, почему в театре «У Моста» всегда аншлаг, как театр обрастает артефактами и о многом другом рассказал на встрече с прессой Санкт-Петербурга художественный руководитель и создатель уникального театра Сергей Федотов.

«Приют «У Моста»

Встречу в уютном театральном кафе начал Виктор Минков, директор театра «Приют комедианта», добрый друг Сергея Федотова и театральной семьи «умостовцев». Как выяснилось, объединяют их не только творческие задачи, но мистическим образом даже сцена по размерам и вместимости декораций абсолютно «федотовская».

- Это мистика, - говорит Сергей Федотов, - но буквально размер в размер своими декорациями мы вживаемся в эту сцену. Это важно, потому что магия живет во всем – в сцене, реквизите, мастерстве актеров. Наш театр, как знают многие, необычен – он авторский, и рука об руку в нем живут традиции и эксперимент.

Как выяснилось, Санкт-Петербург для театра «У Моста» город особенный, 25 лет назад пермяки привезли в северную столицу свою «Панночку». Помимо успеха постановки, неизгладимое впечатление продлил для зрителей снятый местной телекомпанией фильм о спектакле и театре. Настолько, что когда-то на очередных гастролях Федотову довелось услышать в фойе питерского театра следующий диалог: - «У Моста», это что за театр? – Ну что вы, это же известный санкт-петербургский пермский мистический театр». Настолько созвучно оказалось питерскому зрителю то, что делают пермяки.

Впрочем, Виктор Минков уже и сам пошутил, что при таком созвучии задач и добром отношении можно подумать о создании общего пространства «Приют «У Моста».

Классика – сама по себе золото

В нынешних гастролях «умостовцы» удивляют взыскательную публику вереницей классических и современных спектаклей. Уже отгремели овации показанной 7 декабря на сцене театра «За Черной речкой» гоголевской «Женитьбе».

По словам Сергея Федотова, когда он только замыслил свой театр, а было это в 1988 году, то в планах было сделать его преимущественно основанным на классическом материале. Во многом этой традиции следуют до сих пор. И в отличие от авангардистских подходов, когда режиссеры увлекаются внешней стороной действа, поиском шокирующих деталей в оформлении сцены, решении костюмов и другой атрибутики, театр «У Моста» удивляет классикой по-своему – глубиной проживания судьбы героев, поиском вечных и новых смыслов в авторском тексте пьесы, в каждой кружащейся в луче лампы пылинке находя свое очарование и необходимость.

- Не надо «играться» с классикой, - говорит Федотов, - надо ее играть. Великие драматурги потому и великие, что каждое слово имеет значение, и надо стараться понять суть авторского замысла, наполнить его, а не заниматься «мишурой», на мой взгляд.

Бесовская «Женитьба»

И сказанному Федотовым можно верить, ведь на классических постановках театра «У Моста» зрители смеются и плачут абсолютно созвучно замыслу режиссера, который ни на шаг не отступает от текста великих авторов. При этом, в той же «Женитьбе», по словам критиков, Сергей Федотов сумел соединить комедию и фантасмагорию: центральная фигура действа — не мечтательный тихоня Подколесин и не колоритная невеста Агафья Тихоновна, а ловкий и пронырливый бес в образе Кочкарева, настойчиво убеждающий героя жениться. «Женитьба» в трактовке Федотова - это фантасмагория с чудесами, невероятной логикой и неожиданными поступками. Кочкарев сродни черту плетет свою «бесовщину», а гоголевский мистицизм подчеркивают призрачные видения: то со скрипом открывается дверь шкафа, куда бесшумно проваливается Степан, то в окне появляется мертвенно-синее лицо, может быть даже самого дьявола…

Горький, чай…

Для федотовского театра важно не только глубокое психологическое прочтение пьесы, но и создание особой атмосферы на сцене. Так, питерским зрителям еще только предстоит вместе с героями «На дне» по М.Горькому почувствовать запах той самой ночлежки, услышать скрип несмазанных петель и прожить весь ужас дна во всех деталях. Обостряет восприятие прием контраста - фонограммы выступлений «буревестника Революции» служат своеобразными рефренами-отбивками между «куплетами»-эпизодами.

Главное потрясение от постановки, считают знатоки – та самая горьковская ночлежка, воспроизведенная Сергеем Федотовым с присущей ему тщательностью проработки всех деталей. Старинные фотографии как бы «оживают», актеры не играют, они действительно живут на сцене, даже не живут, они священнодействуют, гипнотизируют, вовлекают в «спиритический» сеанс, утягивают зрителя в иное магическое пространство. Так играть умеют только артисты «У Моста». Прекрасная и тонкая игра актеров с первых же минут втягивает в достовернейшую атмосферу ночлежки. Спектакль поражает смелыми открытиями, неожиданными решениями образов и вызывает очень светлые чувства. Потому что все эти забытые Богом «бывшие люди» также верят в свою мечту, также балагурят, веселятся и радуются любой возможности счастья.

А перед питерскими гастролями судьба вновь преподнесла театру «У Моста» мистический подарок - чайник из той самой ночлежки.

Тут лучше Федотова никто не скажет: «Чайник, скажете? Не просто чайник. А чайник, который сам по себе и история, и персонаж пьесы "На дне". Уже везде написали, наверно, что в нашем "На дне" особая атмосфера, атмосфера полной реальности. Каково же было мое удивление, когда в театр принесли этот чайник - "из той самой ночлежки". Такой вот сюрприз от нижегородцев, любящих наш театр. Теперь у нас еще и чайный дух на спектакле будет самый что ни на есть "горький горьковский". Чайник мы пусть и отмыли, но вот берешь в руки и... время течет сквозь пальцы... время... мысли... чувства...»

Так что теперь постановка по Горькому с настоящим «горьким» чаем из того самого чайника из той самой ночлежки.

Залечь на дно в Питере или почему МакДонах

Ну и конечно, Федотов не был бы Федотовым, если б не привез МакДонаха – того самого, которого открыл для России полтора десятка лет назад.

Это теперь на многих российских сценах МакДонаха любят и ставят, а тогда мало кто понимал, что сценарист «Шестизарядника» и «Залечь на дно в Брюгге» еще и пишет для театра потрясающей пронзительности пьесы, и что так много общего в переживаниях и характерах макдонаховских ирландцев и россиян.

Это теперь уже второй раз в России, в Перми, в театре «У Моста» прошел фестиваль МакДонаха, куда приезжают российские и иностранные театры, и в течение недели Пермь становится «российской Ирландией».

Это теперь всего два театра в мире поставили последнюю (восьмую) пьесу Мартина МакДонаха «Палачи» - лондонский «Роял Корт» (The Royal Court Theatre) и пермский театр «У Моста» Сергея Федотова. Так решил автор – М. МакДонах.

Раньше же приходилось доказывать и без того понятное – люди везде люди, любовь везде любовь, а горе везде горе. Доказывать гениальной игрой, интереснейшими находками. И это Федотову удалось.

В ходе питерских гастролей театралы смогут увидеть знаменитых «Калеку с Инишмана» (получившего в 2010-м году «Золотую Маску»), «Лейтенанта с Инишмора» и премьеру удивительных «Палачей». По отзывам, театру «У Моста» удалось воплотить странные, смешные, жестокие и трогательные истории МакДонаха как истинно ирландские, дерзко и весело сочинить своих героев так, как если бы пермские актеры сами пережили целиком всю историю Ирландии, как если бы они впитали ее через сумасшедший риверданс и лирические ирландские баллады.

Причем и здесь у Федотова свой подход. Если многие пытаются «выпятить» брутальность МакДонаха, наполняя пространство сцены руганью и жестокостью, то Сергей Федотов показывает прежде всего саму жизнь, а не ее признаки. За руганью, жестокостью,

Недаром, как рассказал на пресс-конференции Сергей Федотов, зрителей настолько трогает происходящее на сцене, что порою они подходят после спектакля и делятся сокровенным: после «Сиротливого Запада» пересматривают взаимоотношения братья, «Красавица из Линнэна» заставляет помириться матерей и дочерей, и все это – с чувством очищения и «переворота сознания», способен на которые лишь тот истинно русский психологический театр, который строит Федотов с командой «У Моста».

О «Палачах», к примеру, говорят, что это такая драма, которая хватает свою аудиторию за шиворот и трясёт до тех пор, пока до неё не дойдёт «message» — смысл происходящего, зачастую используя тактику шока.

Дом «У Моста»

Секрет первого мистического театра «У Моста» невзначай раскрыл журналистам сам Сергей Федотов.

- Наш театр – это театр-дом. Мы не просто играем на сцене вместе. Мы вместе живем – живем театром, живем идеями. Несмотря на огромную нагрузку, мы постоянно в поиске, у нас проходят тренинги, эксперименты, буквально недавно в премьере «Две стрелы» на сцену вышел и профессиональный коллектив театра, и мой студенческий курс – это и есть ощущение сопричастности, свойственное театру-дому.

«Умостовцы» не только умудряются сохранять любовь публики, но и, что называется, держат аншлаги – и это при том, что в практике федотовского театра спектакли-марафоны, театральные ночи, игра на нескольких площадках сразу. Наверно, это и есть мистика – мистика настоящего театрального волшебства и мастерства, мистика профессионалов театра.

Не зря театр «У Моста» - трижды Номинант и Лауреат Российской Национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», обладатель 35-ти Гран-При зарубежных фестивалей, Чемпион Индийской театральной Олимпиады, участник 152 международных фестивалей. По версии портала Yell.ru театр «У Моста» занимает четвертое место в рейтинге лучших Российских театров. По рейтингу журнала FORBES театр «У Моста» входит в десятку лучших театров России, а Второй Международный Фестиваль Мартина МакДонаха – в ТОП-5 театральных событий октября 2016 г.

Но самый главный рейтинг – отклик в сердце зрителя, то ежедневное чудо, которое происходит на спектаклях удивительного театра «У Моста», которое может увидеть питерский зритель на спектаклях Сергей Федотова в эти декабрьские дни.

WSJ: Иран передал Байдену заверения, что не готовил покушение на Трампа
Реклама