В Петербурге проходит двадцатый, юбилейный театральный фестиваль "Балтийский дом". Об открытии рассказывает корреспондент Infox.ru
Избранное
Юбилейный фестиваль открылся с помпой и некоторым шиком. Гроздь разнообразных мероприятий «внутри» и «снаружи» массивного здания театра – в день открытия. Обширная программа оff, включающая фотовыставку, церемонию вручения ежегодной премии «Балтийская звезда», круглые столы и встречи с режиссерами, предваряет вечерние показы. В общем, судя по размаху и концентрации событий, нынешний «Балтдом» целиком займет внимание и воображение петербургских театралов на добрых две недели, с 27 сентября по 10 октября.
Программа фестиваля носит легкий оттенок ретроспективности, и озаглавлена «Избранное». Расстановка акцентов в афише указывает на стремление организаторов очертить круг «главных лиц». Режиссерский, авангардный театр – приоритет фестиваля с самого его зарождения. Снова приехал на фестиваль Эймунтас Някрошюс со своим театром «Мено Фортас». Литовцы привезли два спектакля, давнишнего «Отелло» и «Идиота», который был представлен на прошлогоднем фестивале. Из Москвы в Питер - город своей юности - пожаловал Кама Гинкас с тюзовской «Медеей». Оба мэтра присутствовали на пресс-конференции. Признаниями в любви в их адрес рассыпалась гранд-дама и арт-директор фестиваля Марина Беляева: «Гинкас и Някрошюс – самое главное, что у нас есть».
В афише нынешнего феста фигурирует практически весь «джентльменский набор» режиссеров, входящих в ближний круг фестиваля. Тут и маститый Кристиан Люпа – его спектакль «Персона. Мэрилин» привозит Драмтеатр Варшавы. И Алвис Херманис с «Долгой жизнью» Нового Рижского театра. И два спектакля московского Театра.doc: «Жизнь удалась» и «Час восемнадцать», «Маскарад» Римаса Туминаса (Вильнюсский Малый театр) «Москва-Петушки» Андрея Жолдака (собственная продукция фестиваля «Балтдом»). А еще – "Дети солнца" Люка Персеваля (гамбургский театр «Талия») и "Гамлет", поставленный Валерием Фокиным в Александринке.
Как Грузия получила выход в Балтию
Наступление осени и начало нового сезона в сознании питерских театралов уже давно связывается с фестивалем «Балтийский дом». Фестивалю удалось сдвинуть с места тектонические глыбы инерции и разобщенности, создав единое театральное пространство для стран, выходящих к Балтийскому морю. А их, между прочим, немало – целых десять. Впрочем, от объединения по признаку территориальности фестиваль отошел: теперь в Питер едут и украинские, и голландские театры. Как метко заметил во вступительном слове Михаил Швыдкой, «в этом году к странам Балтии наконец-то причислена и Грузия». Театр имени Мамардашвили привезет «Даму с собачкой» ближе к концу фестиваля (режиссер – Леван Цуладзе).
Есть в списке приглашенных и новички. Например, театр «Тонеельгруп» из Амстердама покажет монопьесу Кокто «Человеческий голос» в постановке Иво ван Хове.
Ряженые и домовые
На пресс-конференции все участники, включая ведущую Нику Стрижак, выступали на диво кратко и содержательно. Чувствовалось, что речи продуманы заранее, и в них взвешено каждое слово. «Медийным лицом» фестиваля объявлена все та же Стрижак – известная в городе телеведущая, и это новшество для «Балтдома». Другим новшеством стало представление ряженых с меланхоличными мордами муми-тролей, предварившее торжественное открытие «Стула» (довольно неказистого), укорененного перед фасадом театра. Предполагается, что на стульях будут восседать «домовые» театра-фестиваля. В этом году «домовым» назначен Донатас Банионис: его «тронная» речь была донесена до зрителей посредством телевизионного экрана. Команда «Балтдома» намерена создать новую традицию и каждый год устанавливать по стулу -- для каждого нового домового.
Бессменный гендиректор и основатель фестиваля Сергей Шуб выглядел на редкость благостно: с гордостью заметил, что в юбилейный год вокруг «котлеты» (так он обозначил массив театральных спектаклей, представленных в афише) будет «гарнир» -- уже упомянутая off-программа.
Някрошюс, по обыкновению цедивший слова, все же удостоил заметить, что сцена «Балтдома» стала значительно лучше, комфортнее, а аккустику ее он и вовсе сравнил со скрипкой Страдивари.
Депутат законодательного собрания Петербурга и Президент фестиваля Александр Ловягин («мы все ему верно служим» - льстиво заметил Шуб), рассуждая об изначальной идее сделать «не фестиваль наград – ярмарку тщеславия" (камень явно пущен в огород «Золотой маски»), но фестиваль –лабораторию, напоследок пафосно заявил: «Перемены в обществе невозможны без обновления системы ценностей», и попутно сравнил фестиваль с английским газоном, который «нужно подстригать и поливать двадцать лет», чтобы вышло что-то путное.
Еще одно новшество: у юбилейного фестиваля появилась эмблема. По поводу ее значения мнения разошлись: на картинке грубый армейский башмак с ребристой подошвой прорывает бумажный ноль в цифре «20» -- а на носок грациозно присела радужная бабочка. Сергей Шуб предположил, что башмак – это он сам, а хрупкая бабочка – это Марина Беляева. Изящное сравнение: их двадцатилетний тандем на ниве строительства «Балтийского дома», в сущности, определил лицо фестиваля, сделав его тем, чем он является теперь: самым продвинутым, абсолютно неконвенциональным и, в общем, неформальным культурным явлением, с отчетливым привкусом просветительства. Начиная с 90-го года, фестиваль последовательно и неотступно открывает городу новые режиссерские имена, стили и новые театральные языки, немало в том преуспев. Недаром на его спектакли ломится театральная молодежь. А ведь были времена, когда, по воспоминаниям той же Беляевой, «на пресс-конференции сидело три человека».