Дождь из рыбок, дрессированные скамейки, Чехов для самых маленьких, Красная шапочка, поющая джаз, зайчик с синдромом Дауна –- на фестивале детских театров «Гаврош» детей приучают к современному театру.
Фестиваль спектаклей для детей, которые проводится в Москве уже в четвертый раз, представляет нынче французские театры. С этого, впрочем, все и начиналось - первый «Гаврош» был тоже французским, отсюда и название. И тогда уже обозначилась ценность этого начинания. Не только для детей, которым выпало ежегодное счастье узнавать, каким бывает театр, но и в большой степени для родителей. Многие из которых, что греха таить, закрыли для себя этот вид искусства сразу после того, как их перестали коллективно водить на спектакли по школьной программе. А теперь получили шанс открыть для себя театр заново.
Заслуга организаторов «Гавроша», а точнее Терезы Дуровой, руководителя «Театриума на Серпуховке» (ранее известного как «Театр Клоунады») и театроведа Марины Райкиной в том, что они воспринимают слово «детский» со всей серьезностью. И привозят в Москву по-настоящему выдающие работы: авангардные, экспериментальные, которые не просто представляют ту или иную национальную традицию (в прошлые годы были итальянцы и шведы ), но знакомят зрителя с новыми формами и языком современного театра.
Например, откроет фестиваль крайне необычный спектакль “Зима. 4 собаки кусают мои руки и ноги” (Компания Pour ainsi dire). Эта элегантная, почти безмолвная притча про очень странную семью – он родом из леса, она из страны снегов, для общения у них есть только жесты… Но это история о том, что знакомо и понятно всем. Пьеса Филиппа Дорана, которая легла в основу спектакля, была названа «лучшей пьесой для детей», а сам спектакль в прошлом году получил высшую театральную премию Франции.
«Я шагал по небу» (театр Anamophose) - легкое волшебство для самых маленьких, в анонсе указан возраст от 1 года. Его нужно смотреть лежа, подложив под голову подушку. А барашки, коровы, пятки и другие сновидения проплывают у зрителей прямо над головой. Спектакль, к слову сказать, участвовал в Авиньонском фестивале и был признан «взрослыми» критиками «одной из самых симпатичных задумок».
«Путешествие в Полигонию», театр “Pour deux mains”, что переводится как «театр для двух рук». Автор и исполнитель «Путешествия» Франсуа Парметье действительно самостоятельно и очень ловко управляется с марионетками, видео-объектами и формами. Герои спектакля - Помятый квадратик, Многоугольник , Трапеция, тупые Треугольники и слишком длинные Прямоугольники расскажут детям о таких сложных и тонких вещах, как непохожесть и толератность. Недаром этот необычайно красивый спектакль-перформанс назван «одой различиям».
«Новый цирк» – самый актуальный театральный тренд последних лет. О том, что это такое, внимательные московские зрители уже узнали благодаря прошлогоднему Чеховскому фестивалю, гастролям канадского цирка Дю Солей. Или ошеломительной шведской труппы Cirkus Cirkоr, которая была на прошлом «Гавроше».
Но главные импульсы в том, что касается циркового искусства, идут, конечно, из Франции. Небольшой гасконский город Ош известен не только как родина Д’Артаньяна, но и считается неофициальной цирковой столицей. Вот там то и родился невероятный дуэт «Йето» (IETO).
Акробатический театр, поэтический цирк, драматический танец – назовите это, как хотите. Но когда эти двое двигаются по сцене, выделывая с помощью простых деревянных скамеек какие-то нечеловеческие кульбиты, перед зрителем разыгрывается история, полная эмоций, противоречий и юмора. «Если твой друг прихрамывает на правую ногу – начни прихрамывать на левую», - таковы правила существования этого дуэта.
«Кабаре Акростиш» -- один из самых «старых» представителей «нового» цирка. Они смешали в веселую кучу все цирковые жанры, добавили туда элементы кабаре, площадной комедии и музыкальной эксцентрики. Когда эти мастера высочайшего класса выходят на сцену в своей фирменной «идиотской манере», становится понятно, за что они носят медаль «Цирк завтрашнего дня».
«Романс с контрабасом». Пьер Блез и его изящные марионетки приезжали в Москву на первый «Гаврош». Теперь театр Sans Toit привозит довольно радикальную версию знаменитого чеховского рассказа. Во французском варианте голый контрабасист влюбляется в спящую принцессу. Куклы, мимы и музыка – все это рождает очень нежную и остроумную сказку, которую, возможно, мы в нашем родном писателе не смогли бы разглядеть.
Два российских спектакля «Гавроша» тоже вполне нетрадиционные. «Красная шапочка в стиле блюз» - проект под руководство известного джазмена Григорий Файна. Известная сказка рассказана, как обычно, на новый лад, теперь под аккомпанемент джазовых инструментов и голосов.
Премьерный спектакль театра под управление Терезы Дуровой - «Картонный человечек» расскажет о дружбе двух странных существ – мотылька и бумажной куклы.
Наверное, самым важным общественным событием фестиваля стоит признать спектакль «Маленький братик не такой как все” театра XZART junior. История про зайчика с синдромом Дауна уже объездила полмира, и везде имела серьезный резонанс. Для нашей страны это только начало разговора на тему, от которой у нас предпочитают оградить не только детей, но и себя. Писательница Мари Элен Дельвал, написавшая одноименную книгу, тоже приедет в Москву. А в фойе «Театриума на Серпуховке», где пройдут основные события «Гавроша», будет выставка работ детей с синдромом Дауна.
Такой вот он, современный детский театр.
С 17 по 26 сентября, расписание на сайте фестиваля http://durova.ru/spekt/84.html.