Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

02:38
Москва
18 ноября ‘24, Понедельник

Танцевально-цирковые грибы

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Еще одна версия «Алисы», где обратной стороной реальности оказывается мир теней. К нам едет «Пилоболус» (Pilobolus) -- легендарный американский театрально-танцевальный коллектив, соединивший в своих представлениях танец, цирк, театр, перформанс и особое отношение к жизни.

Зрители Москвы и Санкт-Петербурга увидят относительно новый и очень популярный спектакль труппы «Страна теней» (Shadowland) -- изощренную сюрреалистическую сказку о детстве и взрослении, страхах и мечтах.

Любимые грибы детей цветов

«Пилоболус» -- патриархи, классики современного танца. Сочетание этих слов парадоксально, но оправданно: 40 лет назад они стояли у истоков новой хореографии, с ее особой философией движения, смелыми экспериментами с человеческим телом, установкой на переосмысление классических канонов и желанием забраться на чужие культурные территории.

В 1971 году четыре тогда еще молодых человека из Дартмутского колледжа создали небольшой танцевальный коллектив с биологическим названием. «Пилоболус» -- сорный гриб, который растет на помойках. Он тянется к солнечным лучам и выстреливает им навстречу с бешеной скоростью миллионами спор. Название это до сих пор ужасно нравится создателям «Пилоболуса» (к слову сказать, двое из них и по сей день руководят труппой). Как и наглый гриб, одноименный театр получился дерзким, нарушающим все границы и перегибающим все палки, способным приспособиться к любым условиям, энергичным и с большим чувством юмора.

Разумеется, появившийся в начале 70-х «Пилоболус» питался революционным духом шестидесятых, его культурной, сексуальной раскрепощенностью, духовными исканиями и романтическими идеями творческой коммуны. И по сей день труппа открыта для всех, среди танцоров можно встретить кого угодно: цирковых акробатов, хип-хоперов, специалистов по йоге и боевым искусствам. Нет только ни одного профессионального балетного танцора («йога -- да, балет -- нет» -- вот их профессиональное кредо). Ближе всего к этому подошел когда-то наш балетмейстер Геннадий Абрамов и его «Класс экспрессивной пластики», который тоже доказывал, что каждый может выразить все с помощью движения -- вспомнить хотя бы поставленный им невозможный танец Нонны Мордюковой и Юрия Богатырева в фильме «Родня». В «Пилоболусе» танцуют, конечно, не совсем Мордюковы, но параллели очень правильные: неограниченные возможности человеческого тела -- это прежде всего богатство человеческой души.

Телесная конструкция

Через 40 лет «пилоболусы» сумели пронести завоевания сексуальной революции, чистый и по-хипповски восторженный культ тела. Причем тела, лишенного балетной рафинированности, что придает их спектаклям невероятную чувственность. Неизменными остались также установки на коллективное созидание. У труппы нет штатных хореографов или режиссеров. Спектакль -- это плод совместного разума, как и невозможные конструкции, которые создают собой танцоры, превращаясь в общее тело. Иногда к труппе примыкает кто-нибудь со стороны (например, музыку для «Страны теней» написал Стивен Бэнкс -- создатель «Губки Боба»), но каждая личность должна стать частью целого. Иначе чуда не получится.

«Пилоболусы» делают из своих тел все, что угодно: слона, пингвина, машину или чайник. Но если партнер отойдет или хотя бы отвлечется, вся конструкция рухнет. Это особенно чувствуется, когда живые актеры превращаются в тени -- бескомпромиссное черно-белое изображение на экране.

Из света в тень

Впервые технику театра теней «Пилоболус» использовал в рекламном ролике для Hundai Santa Fe. В 2007 году они выступали на церемонии вручения «Оскара» и показывали на экране отрывки из фильмов-победителей -- телами, разумеется. Они использовали элементы театра теней и в других своих представлениях, но в «Стране теней» впервые силуэтная техника занимает главное место. И еще «Страна теней» -- первый спектакль с цельным, законченным сюжетом. Причем сюжетом весьма непростым. В числе источников вдохновения артисты называют такие сложно сочетаемые имена, как Боб Фосс, Мишель Фуко, Бертольд Брехт, Фред Астер, Франц Кафка, а с другой стороны -- аниме.

Начинается сказка с того, что девочка (ну наверное, можно смело назвать ее Алисой, как же иначе) засыпает и попадает в страну грез. Но это не Зазеркалье, а Заэкранье. Она встречается со всякими невероятным существами: кентаврами и единорогами, хищным цветком и гигантской головой, а потом превращается в собаку и отправляется в опасное путешествие. Несмотря на довольно вычурный символизм и психоделику, насыщенность культурными цитатами и довольно непривычную для неподготовленного глаза танцевальную традицию, спектакли «Пилоболуса» пользуются ошеломительной популярностью и востребованы у самых широких масс. На очень сложном материале «Пилоболус» сумел создать эффектное шоу (их можно сравнить, наверное, с цирком «Дю Солей»), захватывающее зрителей любого возраста, национальности и культурных предпочтений. Настолько, что власти США даже освободили труппу от уплаты налогов -- столь важной кажется им деятельность этой труппы.

Спектакли в Москве пройдут 15 и 16 апреля в Театре эстрады.

Спектакли в Санкт-Петербурге состоятся 20 и 21 апреля в Консерватории им. Римского-Корсакова.

Памятники культуры в Ярославской области изымают у недобросовестных собственников
Реклама