На Чеховском фестивале показали «Семь смертных грехов» и «Не бойтесь», два балета Пины Бауш со стихами Бертольда Брехта и музыкой Курта Вайля. Знаменитый Театр танца Вупперталя приехал в Москву через две недели после смерти своего руководителя Пины Бауш, которая возглавила его в 1973 году.
«Семь смертных грехов» и «Не бойтесь» Пина Бауш поставила еще в 1976 году. В двух частях этого легендарного спектакля угадываются две части пути великого хореографа. В первой – боль и захлеб ее ранних постановок. Во второй – лукавство и юмор спектаклей поздних лет.
До Москвы не так давно восстановленный в репертуаре спектакль доехал впервые. Теперь можно только гадать, по какому пути мог бы пойти наш театр, да и все искусство, если бы взрывные «Семь смертных грехов» показали посреди сгущающейся благости брежневского застоя.
Пятно в фестивальной афише
Нельзя сказать, что сегодня «Семь смертных грехов» смотрятся «с иголочки». Время их рождения, конечно, дает о себе знать. Мизансцены иногда кажутся позаимствованными из великих фильмов тех лет: то из «Сатирикона» и «Восьми с половиной» Федерико Феллини, то из «Бала» Этторе Сколы. Однако их младшая современница, прямая наследница великих немецких экспрессионистов Пина Бауш куда более страстна. Забавный факт: когда-то Феллини снял ее в своем «И корабль плывет» в маленький роли слепой ясновидящей принцессы. Кротость и таинственность этого персонажа забыть невозможно. Но это лишь экранный облик. В театре, в режиссуре Пина Бауш была иной. Главную свою тему – отстаивание прав и достоинства женщины – вела с неистовством античной эринии, готовой мстить вечность напролет.
В оригинале сочинение Брехта и Вайля называется «Семь смертных грехов мещанина». Это зонги, в которых рассказывается о судьбе дух сестер с одним именем Анна (речь, конечно, о двух гранях одной личности), скитающихся по Америке в поисках славы и денег, увязающих в мещанстве и семи его грехах: лености, гордыне, гневе, чревоугодии, похоти, алчности и зависти. Однако в трагическом кабаре Пины Бауш все грехи слились в один: мужская похоть. Это она калечит и низводит Анну (партию, которую когда-то исполняла сама Бауш, сегодня танцует Джули Шанахан) до состояния загнанного зверя.
В длящихся меньше часа «Семи смертных грехах» этот сюжет выплескивается на сцену с такой обжигающей болью и надрывом, от которых сегодняшний зритель давно отвык. Если бы не вторая постановка – «Не бойтесь», то в контексте нынешнего Чеховского фестиваля среди милых, занятных зрелищ для семейного просмотра балет Пины Бауш смотрелся бы как живая физиономия в прорези лубочной картинки. «Семь смертных грехов» -- это совсем не мило. Это очень тревожно, рвано, грубовато, иногда чрезмерно настойчиво и даже однообразно. Но гениально той великолепной, бесстрашной яростью, с которой Бауш набрасывается на выбранную тему, на своих истерзанных героинь и, наконец, на зрителей.
Страшно, но не бойтесь
«Не бойтесь» -- 75-минутный балет, основанный на зонгах из «Трехгрошовой оперы» и «Берлинского реквиема». Вереница гротескных женских образов – от юных жертв совращений до старых шлюх с натруженными ногами – опять-таки достойна Феллини. От этого балета легко протянуть ниточку к более поздним спектаклям Пины Бауш. К тому времени, когда, утратив потихоньку свое неистовство, хореограф стала принимать мир таким, каков он есть.
Впрочем, как следует «обжегшись» первой частью, начинаешь думать, что ничего она не утратила. Просто научилась виртуозно вышучивать зрителей. «Вам кажется, что пафос нынче не в моде? Обличение грехов, по-вашему, дурной вкус? Да, вы правы. Зачем, собственно, бичевать куплю-продажу женского тела, если все уже давно продано?» -- словно подмигивает нам Пина Бауш. В ее ярком, ясном, чуть попсовом и даже чуть гламурном «Не бойтесь» женщины торгуют собой без особых терзаний, а грех не столько горек, сколько смешон.