В Москве открылась вторая архитектурная биеннале. Темой этого года объявлена перестройка. Кураторы уверяют, что сейчас актуальная задача архитектора не строительство нового, а модернизация старого.
Первая московская биеннале архитектуры прошла два года назад -- именно в благополучном докризисном 2008 году организаторы старой и авторитетной профильной выставки «АРХ Москва» решили изменить сложившийся 13 лет назад формат. «АРХ Москву» перепрофилировали в «творческую мастерскую» с экспериментами и дерзкой молодежью. Именно в таком формате она впервые была представлена в прошлом году. А на долю биеннале достались мэтры и большие градостроительные идеи.
Главной темой 2008 года была тотальная стройка, тогда казалось, что ресурсы неистощимы и стройка будет вечной. Тренд этого года – перестройка.
Передышка от изобилия
«Условия, в которых открывается вторая биеннале, сильно отличаются от тех, которые были два года назад. Нынешний бюджет выставки в десять раз меньше, чем в 2008 году, -- рассказал ее директор Василий Бычков. -- Основные спонсоры мероприятия: девелоперы, строители, архитекторы -- нынче переживают плохие времена». Это печальное обстоятельство, тем не менее, в общечеловеческом плане даже радует. Ведь, как подметил директор, бурная деятельность этих специалистов в их лучшие годы изменила (чаще изуродовала) наши города до неузнаваемости. «Сейчас мы получили небольшую передышку, и пока все не началось с новой силой (а признаки оживления уже имеются), важно переосмыслить прошлую практику», -- считает Бычков.
«В 2008 году все хотели строить: новые дома, новые города, --добавляет куратор биеннале Барт Голдхоорн, -- и мы это показывали. Но уже тогда возник вопрос: а что будет со старыми городами?» Сейчас этот вопрос вышел на первый план.
Организаторы смотра надеются на то, что перестройка начнется с модернизации архитектурного мышления, генеральной стратегии градостроительства. Отказ от агрессивных методов освоения среды, уплотнение и эффективное использование уже имеющихся ресурсов в соответствии с изменившимися условиями нашей жизни, экономическими, климатическими, демографическими, энергетическими.
Самым показательным в этом смысле является специальный раздел биеннале, который называется «Модернизация модернизма». Здесь исследуются возможности преображения районов массовой застройки 60-70-х. Кроме футуристических фантазий студентов МАрхИ, в которых московские Черемушки превращаются в джунгли Пандоры, здесь можно увидеть вполне жизненные немецкие, голландские, американские и даже румынские разработки.
Библиотека вместо бани
На 11 тысячах квадратных метров выставочного пространства ЦДХ разместились более 40 проектов из 14 стран. Среди них есть волшебной красоты идеи немецкого архитектора Вернера Зобека -- невесомые конструкции, превращающие городские объекты в изысканные скульптуры. Дания ответила традиционным гуманизмом. Несколько архитекторов задались вопросом: «Может ли архитектура изменить мир?» Разумеется, ответили на него положительно. В прошлом году датчане, к слову сказать, тоже смущали москвичей своими планами пересадить горожан на велосипеды.
Большой и очень важный проект из Франции называется «Гран-Пари». Обстоятельное исследование на тему будущего Парижа как мегаполиса выполнено десятью крупным архитекторами по заказу французских властей.
Несмотря на то что все это вполне себе настоящее, реально существует или имеет большие шансы на воплощение, с нашей колокольни иностранные проекты выглядят несбыточной мечтой, а большинство идей по улучшению жизни в российских городах -- наивной утопией.
Российских проектов модернизации представлено множество: от Москвы до Заполярья, от городов-миллионников до маленьких деревень. Чаще всего они кажутся столь же далекими, как перестройка набережной в Майами (а такое тоже имеется).
Но есть и исключения. Центральным проектом биеннале стал план реконструкции города Перми. Еще до открытия фестиваля нидерландский архитектор Киис Кристиаансе вручил мэру Перми Игорю Шубину и губернатору края Олегу Чиркунову толстенный мастер-план, методологию развития города на долгое будущее. Несколько лет его бюро KCAP трудилось над осмыслением стратегии развития новой культурной столицы России, типичного советского города, некрасивого, неудобного и необжитого. Следуя новому архитектурному тренду, Кристиаансе запретил Перми разрастаться, а предложил освоить то, что имеется. Результаты этих трудов и размышлений можно оценить в главном холле ЦДХ. Эти идеи не должны превратиться в каталог красивых картинок. Мэр Шубин публично заявил: «Всю жизнь я занимался строительством, но данная работа изменила мое градостроительное сознание. Несколько объектов начнут строиться уже в этом году».
Этого не скажешь о дипломном проекте студентов МАрхИ из мастерской Евгения Асса. Им было дано задание возродить старый город Крапивну, сохранивший свой облик с XVIII века. Известный когда-то винным заводом, где делались знатные наливки, и тем, что сюда наезжал по земским делам граф Лев Толстой, ныне городок находится на грани вымирания. Сами жители додумались пока только до ежегодного Фестиваля крапивы, а вот фантазия студентов оказалась куда более изощренной. Для этого они целый год собирали сведения, опрашивали жителей, что нравится в городе, чего не хватает. Оказалось, что жители Крапивны в целом довольны, но мечтают о Доме колхозника, общественном туалете и бане. Будущие архитекторы в ответ предложили построить библиотеку, типографию и фестивальный дом.
Утро в храме
Самым близким к реальности стоит признать «Город перестройки», который встречает зрителей прямо в фойе. Эта экспозиция состоит из трех частей. Первая, «Перепланировка», показывает, что простые люди уловили новые архитектурные тенденции давным-давно. И, как умеют, модернизируют свои типовые квартиры, трансформируя небольшие «однушки» в нарядные студии с барной стойкой посередине.
Вторая важная часть этого города -- школа. Ведущим российским архитекторам предложили подумать над тем, как можно расширить стандартные школьные здания, чтобы подрастающее поколение могло вести активную жизнь, не выходя за их пределы. Представленные проекты, лучший из которых обещают воплотить в жизнь, колеблются между теплицей и клеткой.
Но самое яркое впечатление производит часть, которая называется «Переделка». Здесь архитекторов попросили пофантазировать на тему изменения фасадов панельных домов. Судя по результатам, зодчие видят нас лесными разбойниками. Их проекты так и называются: «Зеленая зима», «Силы природы». Лучше всех, конечно, придумал Андрей Асадов, который предложил превратить город в «Картинную галерею» и в качестве примера изобразил на фасаде картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Не дай бог, конечно, проснуться в таком доме. Хотя это все-таки не так грустно, как в многоэтажке КОПЭ-18, которую Андрей Бархин придумал разукрасить под храм.
Вторая московская биеннале закроется 30 мая, но некоторые экспозиции продержатся до 8 июня. В этом году подготовлена очень плотная лекционная программа. Ее расписание можно узнать на сайте биеннале .