Обласканная вниманием галеристов и коллекционеров молодая художница Аня Желудь удостоилась персоналки в Московском музее современного искусства (ММСИ). Выставка «Продолжение осмотра» -- одновременно и ретроспектива, и заявка на будущее. Судя по новым работам, мастерица проволочной мебели пытается выпрямиться после прогиба под арт-рынок.
А где же крановщица?
После «Не выдержал» Константина Звездочетова, намеренно перевернувшего свою ретроспективу с ног на голову, посетитель ММСИ готов принять как должное любой авторский закидон или перегиб. Загнула и Аня Желудь. В том смысле, что решила озадачить тех своих поклонников, которые привыкли к ее фирменному стилю -- к мебельным гарнитурам, оргтехнике и предметам ширпотреба из металлической проволоки, которыми обставлялись галереи «Айдан» и Марины Гисич, ярмарка «Арт-Москва», выставка номинантов «Премии Кандинского» и российский павильон на прошлогодней Венецианской биеннале.
Судя по первому этажу ММСИ, выставка еще не готова -- по стенам развешаны пустые рамы, на полу голые подиумы без скульптур. Осмотр последнего этажа приводит к обескураживающему выводу о том, что выставка уже закрылась и что работы вот-вот упакуют: сплошь ящики и пустые стеллажи из ДСП да еще прикрепленные к ним наброски инсталляций и объектов. Из полупустой или полунаполненной экспозиции ленивый зритель уйдет, так и не сподобившись найти проволочные комплекты на одном из этажей; наивный же в недоумении будет перечитывать пресс-релиз, в котором художница обещала представить в музее огромный козловой кран, а заодно рассказать о мечтах и грезах некоей «крановщицы Любы». Пустые ожидания -- ни крана, ни сентиментальной story нет как нет.
Она по проволоке ходила...
Однако Аня Желудь не легкомысленная девушка, раздающая обещания направо и налево. Впрочем, те, кто побывал на ее недавней выставке «Хаммер» в петербургской галерее Марины Гисич и кто так и не увидел обещанного джипа из проволоки, получив вместо него лишь чертеж-эскиз, возможно, придерживаются другого мнения. Но, скорее всего, это те, кто не знает о провокационных выходках Ива Кляйна, зазывавшего в пустую галерею на выставку «Le Vide» («Пустота»), кто не видел ни «ящечного» минимализма Дональда Джадда, ни пустых подиумов Сола Левита. Одним словом, кто не в курсе того, как современные художники разными способами преодолевали комплекс пугающей растерянности и немоты. А такие приступы творческой тахикардии случались во вторую половину прошлого века неоднократно. Как известно, художникам тогда приходилось принимать лошадиные дозы таких сильнодействующих средств, как «минимализм» и «концептуализм».
До настоящего времени Аня Желудь прибегала к легким препаратам, пользуясь давно опробованными поп-артистскими рецептами: от американца Клааса Ольденбурга до британца Майкла Крейг-Мартина. Эти своего рода пилюли с критикой консюмеризма в гламурной оболочке галеристы и коллекционеры принимали за леденцы, поскольку взгляд так и прилипал к забавным проволочным копиям того ширпотреба, который можно встретить в ассортименте IKEA или других супермаркетов. Металлические чертежи в воздухе казались занимательным аттракционом, кунштюком или обманкой для дачной лужайки, демократичным дизайном с интеллектуальной подоплекой для продвинутого потребителя искусства. К слову сказать, в середине 2000-х, когда Желудь начала работать в этой манере, в медийных кругах появилось чудовищное понятие -- «интеллектуальный гламур».
Временами художницу, ставшую заложницей своей популярности, охватывала паника. Однако разорванная и спутанная в клубки проволока все равно находила спрос хотя бы в качестве «комнатных растений» (так называлась одна из ее галерейных выставок).
Видимо, сейчас Желудь хочет оставить аттракцион, пытается спрыгнуть с проволоки. Решившись на такой радикальный для молодого художника поступок, она предлагает зрителю разделить с ней ответственность. То, что в виде ящиков от Джадда и небольших рисунков представлено на последнем этаже ММСИ, требует его творческого соучастия. Сверяясь с эскизами объектов и инсталляций, нужно представить себе или мысленно собрать некие виртуальные произведения. Впрочем, это подозрительно напоминает принцип все той же IKEA: «Вы сами собираете товары и наслаждаетесь приобретением. Следуйте инструкции по сборке».