Лауреатами госпремии в области современного искусства 2010 года для многих неожиданно стали Сергей Братков с видео «Балаклавский кураж» и дуэт молодых художников из Петербурга -- Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов с перформансом «Фигурное катание на мыле». Их имена назвали на торжественной церемонии в Baibakov Art Projects на «Красном Октябре».
Фаталисты потеснили коллайдер
При ограниченном выборе в главной номинации между каким-либо из членов клана московского концептуализма (Игорь Макаревич и Елена Елагина, группа «Коллективные действия» и Павел Пепперштейн) и чужим для этого клана, но ценимым многими любителями искусства Николаем Полисским на фотографа Сергея Браткова мало кто ставил. Видеофильм о ныряющих с пирса тинейджерах, рискующих разбиться о скрытый под водой металлолом, выглядит как один из сюжетов еще перестроечной ленты «Легко ли быть молодым».
Почему именно это видео о молодых фаталистах потеснило не только документации концептуалистов (фолиант, рисунки и фильм-репортаж о выставке), но и огромный чурочный «Большой адронный коллайдер», в принципе, можно объяснить. Дело, вероятно, в том, что в жюри нынешней «Инновации» -- иностранцы, руководители тех или иных департаментов и центров современного искусства из Франции, Турции, Австрии и Литвы. Скорее всего, им дела нет (да и недосуг было) до разбора особенностей национального концептуализма и его иерархии, а деревянный коллайдер многие из них уже видели, когда его показывали в Люксембурге. А может быть, Полисский для них тоже «чужой»? С другой стороны, «Балаклавский кураж» очевиден и зрелищен как любой цирковой «смертельный номер» или как экстремальное шоу. В этом смысле очень уместным перед открытием церемонии вручения премии выглядело выступление знаменитого барабанщика-импровизатора Владимира Тарасова.
Парное катание
Вероятно, исходя из того же «куражного» принципа, жюри остановило свой выбор и на петербургском молодежном дуэте. Парное катание на мокрой мыльной брусчатке, которое устроили на выставке номинантов в ГЦСИ Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов, скорее всего, произвело большее впечатление на арбитров, чем скромные поделки всех других молодых. В итоге реальный риск сломать руки и ноги оказался более ценным, чем художественное рукомесло.
Раздача премий в других номинациях не вызвала у приглашенных на церемонию недоумений или возражений. Выставка «Кудымкор -- локомотив будущего», с помощью которой куратор Екатерина Деготь и художник Леонид Тишков стремились доказать ценность изречений и вообще текстов, а не произведений провинциального авангардиста Субботина-Пермяка, была названа лучшим кураторским проектом. Лавры теоретика, критика и искусствоведа достались художнику и лидеру группы «Коллективные действия» Андрею Монастырскому (сборник «Эстетические исследования»). Победу 7-й Красноярской бьеннале «Даль» в номинации «Региональный проект» в полной мере могли оценить те, кто был на той самой бьеннале или кто до конца досмотрел видеофильм о ней. Внеконкурсной премией «За вклад в искусство» посмертно наградили арт-менеджера Ольгу Лопухову.
Не в обычае «Инновации» оставлять кого-либо обездоленным. В этом гуманитарном деле ей помогают сопутствующие частные премии. Так, например, Николай Полисский получил сразу два утешения: в виде премии от культурно-благотворительного фонда U-Art и от журнала «Интерьер+Дизайн», обещавшего посвятить ему специальные страницы издания (надо полагать, все же в рубрике «Дизайн», а уж никак не «Интерьер»). Молодую рукодельницу, художницу Александру Галкину (проект «Фроттажи») поощрил Stella Art Foundation совместно с венским аукционным домом Doroteum. Владелицу же самого Foundation Стеллу Кесаеву, спонсировавшую, в частности, выставку Макаревича и Елагиной, «Инновация» отметила благородной, но безденежной премией «За поддержку современного искусства России». Таким образом, премиальный круг замкнулся.