Последователи Риверы и Сикейроса обработали барселонский музей. Сильвестр Сталлоне расчехляет кисти. А американцы выясняют, когда время невинности заполнилось цифровыми человечками.
Рембо за мольбертом
Кто бы поверил в 80-е, что Рэмбо отложит автомат. Возьмет кисти и карандаши. Да еще и получит признание. И речь вовсе не о новом персонаже Сильвестра Сталлоне. Знаменитый актер увлекся живописью много лет назад, но до поры до времени был известен арт-сообществу только в качестве коллекционера с наметанным глазом. Осторожность Слая понятна. «Я думаю, люди всегда с предубеждением относились к такого рода совмещению профессий: художник-певец, художник-актер, драматург-актер. Допустим, я записал лучший альбом в мире, что-то круче Rolling Stones. Назовете ли вы его шедевром, ведь это сделал актер? Скорее всего, нет!» -- говорит Сталлоне в интервью The Times. Серьезные занятия изобразительным искусством будущая кинозвезда забросила в 1970-м из-за безденежья, предпочтя более экономичное искусство слова. После сценария первого «Рокки» вопрос денег потерял остроту. Боевики плохо сочетались с живописью, и в период расцвета своей карьеры актер практически ничего не создавал, поскольку «чувствовал себя разбитым».
В 2009 году давний знакомый Сталлоне галерист Матиас Растофер уговорил актера выставить 30 работ в Цюрихе. Затем восемь полотен попали на крупный мировой форум Art Basel Miami Beach. Там представляющая Слая галерея «Gmurzynska» продала две его картины за $90 тыс. Причем одна из них пополнила коллекцию известнейшего коллекционера из Лас-Вегаса Стивена Винна. В целом отзывы были благосклонными.
Надо сказать, Сталлоне не единственный деятель шоу-бизнеса с непрофильными амбициями. Денис Хоппер является уважаемым фотографом и постоянно показывает свои работы в Нью-Йорке. Боб Дилан не только оформлял обложки своих альбомов, но и выставлялся в Германии и Дании. Работы Вигго Мортенсена можно увидеть не только в галереях, но и в фильме «Идеальное убийство». Наконец, Брэд Питт уже который год грозится уйти из кино в архитектуру. И все же от Рэмбо такого увлечения ожидали, пожалуй, меньше всего.
Уличное искусство в четырех стенах
Есть на свете места, где рисование на стенах гордо именуют мурализмом, а его авторов не покрывают трехэтажной бранью. В Барселоне свои стены такому искусству добровольно предоставил «Фонд Миро». Куратор проекта Мартина Милья напоминает, что настенная живопись – искусство древнее, и предлагает считать граффити не хулиганством, а современными правопреемниками бизонов Альтамиры или кносских росписей. Выставка под названием «Murales» («Стены») подается именно в таком ключе. Впрочем, богатый исторический «бэкграунд» посетитель должен изучить заранее и самостоятельно. В стенах фонда никаких экскурсов в историю: все 11 работ выполнены современными мастерами.
Здесь и мистические красно-белые картины тайца Сакарина Круэ-Она, вдохновленные традицией буддизма, и черно-белые произведения британца Пола Морриси, мастера пейзажей и ботанических композиций. Американец Брайан Ри начинал с книжной иллюстрации, но потом решил, что его работам масштаб страницы маловат. На «Стенах» увеличенные в разы странички блокнотов Moleskine заполнены летающими тарелками, а также визуализированными страхами и фобиями. При всем желании классическими граффити это не назовешь. Без него, впрочем, обойтись тоже не могли. Работы сингапурца, именующего себя Scope One, и представляющей Боснию и Герцеговину команды UTR Crew наводят на мысли, что язык граффити пора объявлять мировым. Самые концептуальные вещи вышли у испанки Нурии Моры и ее французского товарища Эльторно. Творческое кредо этого дуэта – нести молчание и покой в города.
Впрочем, «Стены» не только обеспечивают праздник для глаз, но и ставят ряд вполне проблемных вопросов. Например, почему из всех представленных художников только Мора и Эльторно работают непосредственно на улицах, а большинство предпочитают тепличные условия музеев? Один из ответов красноречиво даст финал выставки. В июне экспозиция закончится, и вся красота исчезнет под слоем белил.
Куда катится детство
Если с умом взяться за дело, то из вопроса «Куда уходит детство?» вполне может получиться не только грустная песня, но и концепция выставки. Экспозиция в американском Hofstra University Museum в Хэмпстеде ответа на вечный вопрос может и не дать, зато наблюдений на тему, каким было это самое детство в разные времена, будет предостаточно.
Нельзя не оценить ироничность кураторов. О том, что «цветы жизни» сейчас не те, что лет 200 назад, все, в общем, подозревали. Наглядная же иллюстрация выглядит так: если на картине 1870 года малышка-кокетка в длинном белом платье, носочках и туфельках прикалывает ромашку к волосам, то сто лет спустя ее ровесница, положив ручки на бедра, позирует на пляже в бикини. Сомнения должны охватить посетителей и при мысли о детских развлечениях. Еще в 1925 году художник Джордж Бенджамин Лакс рисовал «Мальчика с бейсбольным мячом», а в 2005-м вместо розовощекого карапуза на картине Луизы Армбраст «Бадминтон лёжа» сибаритскую форму игры проповедуют схематично нарисованные компьютерные человечки. Как говорится, хотите, чтобы ваши дети больше времени проводили на воздухе, перенесите компьютер на балкон. И даже жаль, что все эти «Катания на пруду» или «Кто есть кто на пляже» становятся уходящей натурой. Какой-нибудь «Мальчик с компьютерной приставкой» вряд ли будет выглядеть так живописно.