Гораздая на экспозиционные выдумки «винзаводовская» галерея «ПРОУН» сочинила выставку, на время примиряющую адептов contemporary art с ревнителями сакрального искусства и любителями народных картинок.
В поиски «Потерянного рая» (так называется выставка) кураторы отправились вместе с картинами Нико Пиросмани, Павла Леонова и Леонида Пурыгина, эскизами Натальи Гончаровой и детскими рисунками, каргопольской деревянной скульптурой и иконой XVI века, а также с инсталляциями Ильи Кабакова и Дмитрия Топольского, предоставленными частными московскими собраниями.
Рай после ада
После недавнего показа инсталляции «Город рабов. Cradle to Cradle» голландца ван Лисхаута -- антиутопии о рационально организованном обществе будущего, которое оборачивается сущим адом, -- выставка «Потерянный рай» действует, конечно же, умиротворяюще. Это все равно что после сеанса шоковой терапии пойти к исповеднику или к народному целителю-знахарю. Суть тут не в аргументах, фактах или социальном прогнозировании, а в заговоре, в доверительной интонации. В конечном счете, дело в вере или хотя бы в доверии к иконописцу или просто художнику.
Если веришь, то икона с благоразумным разбойником, которому Христос сказал, что «ныне же будешь со Мной в раю», станет несомненным свидетельством о царствии небесном. Если нет, то надо будет ценить лишь высококачественный памятник древнерусской живописи XVI столетия. То же самое относится и к вырезанным из дерева головкам херувимов, развешанным тут и там по стенам галереи. Хотя здесь возможен и социально-политический аспект: головки-то, прежде чем они оказались в частных собраниях, наверняка в советские времена сбили с церковных иконостасов.
Наивный рай
Творения «наивных», или народных, художников, на которых в основном и специализируется галерея «ПРОУН», -- искусство особого рода. Если, к примеру, картины на клеенках Нико Пиросманашвили вдохновляли футуристов начала XX века (и на выставке есть «огнегривый лев», которого, как говорят, некогда из Тифлиса привез Кирилл Зданевич), и они экспонировались на тогдашних выставках современного искусства, то о народных художниках советских времен разговор особый. И, вероятно, здесь требуется комплексный подход.
Самый известный из советских «наивов» -- почти 90-летний житель Ивановской области Павел Леонов – был обуреваем причудливыми видениями некоего коммунистического рая. Помимо ангелов, которых он посвящал свой подруге жизни, Леонов живописал фантастический советский Эдем, во многом похожий то ли на ВДНХ, то ли на некий санаторий с пальмами, курортницами, автомобилями и пролетками, массовиками-затейниками и оркестрами. Причем размещал все это фризами, как на древнешумерских или ассирийских рельефах. Это видение изобилия и комфорта – всегдашняя мечта полуголодного советского человека – во многом напоминает «аль-Джанну», райский сад с гуриями и всяческим изобилием, который обещает правоверным священная книга. И то, что в ней лишь сообщается, получило воплощение в живописи наивного во всех смыслах художника из Иванова. Кстати, и картины многих других советских «наивов» нужно рассматривать в контексте сочинских курортов и знаменитой сталинской «Книги о вкусной и здоровой пище».
Спрятанный рай
Современные художники, как видно, далеко или глубоко прячут свои представления об идеальном мире. К примеру, Илья Кабаков -- под «Табурет» (так называется инсталляция), где размещает миниатюрный вертеп с парящим ангелом. Возможно, это намек на то, что вера – родом из детства. Дмитрий Топольский только ищет, во что бы такое поверить, для чего и заготовил пока пустующие железные нимбы, похожие на металлоискатели.
Обидно, что обещанную галереей картину Таможенника Руссо, которую недавно приобрел один частный коллекционер на западном аукционе, вопреки ожиданиям публики так и не представили. Судя по репродукции, французскому «наиву» некогда привиделся еще никем не описанный рай: Адам и Ева после грехопадения, да еще и с ребенком, остались в Эдеме. Коллекционера можно понять: свой частный рай он обрел, и с таким видением очень трудно расстаться.