Открывшуюся в Фонде «Екатерина» выставку «Лицо. Образ. Время. Изображение человека в искусстве: от модернизма к современности» нужно расценивать как аперитив перед предстоящими на следующей неделе открытиями 3-й Московской бьеннале современного искусства и ярмаркой «Арт-Москва».
Широк человек
Фонд «Екатерина» многолик и многообразен в своей коллекционерской и выставочной деятельности. Владельцы фонда -- коллекционеры Владимир и Екатерина Семенихины -- VIP-клиенты арт-рынка и VIP-поставщики произведений для различных выставочных и престижных музейных показов. Они собирают почти все: от резных прялок и сундуков, Шишкина, Айвазовского, Поленова, Репина, «бубнововалетцев» до соцреализма, соц-арта и актуального отечественного и западного искусства. Для каждой категории зрителей у него есть проект. Для интересующихся светской жизнью -- аксессуары и платья принцессы Грейс, для фанатов Дэвида Линча -- художественные поделки от знаменитого кинорежиссера, для знатоков русского модернизма -- живопись объединения «Бубновый валет». Не обойдены вниманием и адепты современного искусства: накануне предыдущей, то есть 2-й Московской бьеннале фонд показывал большую выставку «Движение. Эволюция. Искусство».
Нынешняя выставка с таким же лозунговым названием несколько напоминает позапрошлогоднюю. Да так, что «Космонавт» Олега Кулика, парящий под потолком фойе, кажется, за два года ни разу и не приземлялся. И хотя на выставке встречаются и другие неоднократно виденные хиты из собрания Семенихиных («Натурщицы в мастерской» Ильи Машкова и «Игра на бильярде» Петра Кончаловского), ее состав кураторы попытались скорректировать с темой. Разумеется, как могли, поскольку владельцам фонда, видимо, хотелось показать и давние перлы своей коллекции, и новые приобретения. Но как говорил один литературный персонаж: широк человек, я бы сузил.
Подмигивающие «измы»
Видимо, в своем безграничном человеколюбии и любви к собранным вещам организаторы выставки и решили выйти за рамки, заявленные в названии. Потому как крайне сложно при всей изощренности искусствоведческой оптики притянуть к модернизму картину (конечно, авторский повтор той, что в ГРМ) салонного академиста Генриха Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» и почти рембрандтовский этюд «Натурщица» Ильи Репина. Надо принять поправку кураторов: «Мы не ставили себе задачу сделать академическую выставку», -- и рассматривать экспозицию как некое пространственное эссе. И тогда присутствие самых разных произведений вполне легитимно. Более того, они даже будут перекликаться между собой. И тогда античная натурщица Фрина будет подмигивать «Летиции Каста» со сладко-китчевой фотографии Пьера и Жиля и «Спящей красавице» Айдан Салаховой. Силиконовые тинейджеры-мутанты из инсталляции актуальных британцев Джека и Диноса Чепменов («Остров доктора Моро») станут подразнивать картинно благопристойных «Детей у фонтана» 1910 года Исаака Бродского. В этом жанре эссе равными мастерами кисти будут выглядеть и Семирадский, и дуэт пародистов соцреалистической и академической картины Дубосарский и Виноградов, и эквилибрист тюбика с краской Анатолий Зверев.
Опусы наших пересмешников соц-артистов вообще благодатный материал для куратора, поскольку один «изм» встречается у них с другим «измом» в пределах одной работы. Как, например, у Леонида Сокова в бронзовой «Встрече двух скульптур», где модернистский человек-спица Джакометти шагает навстречу казенно-монументальному Ленину. Если такое встречается в самом искусстве, то почему бы не устроить забавную сходку антиквариата и contemporary art, как на нынешней выставке? Если рассуждать чисто по-человечески.