В ЦДХ стартовала очередная ярмарка современного искусства «Арт-Москва». В том, что она открылась в неурочное для себя время, то есть осенью, а не весной, и в том, что не все организационные накладки были своевременно устранены, повинен не ее порядковый номер 13, а пресловутый кризис. Так или иначе, главный зал второго этажа по традиции заняли 44 российские и зарубежные галереи.
Понятно, что ярмарку перенесли на осень из сугубо экономических соображений. Дело в том, что ее организатор компания «Экспо-парк» значительно повысила плату за стенды, и вследствие этого галереи-участницы взяли тайм-аут для размышлений. К своим тревожным раздумьям они подключили и организаторов ярмарки. В результате сошлись на компромиссном варианте. С другой стороны, галеристам, видимо, хотелось посмотреть, как перенесут кризисные времена их клиенты, будет ли им дело до contemporary art. И как показал прием для VIPов, произошедший накануне открытия: кто прежде ходил на «Арт-Москву», тот и будет на нее ходить.
Замены
В построении галерейного каре в главном зале за прошедший год не произошло почти никаких изменений. Разве что взамен одних выбывших дилеров места в строю заняли другие. Нет таких сильных участников, как «Риджина» и «Гарри Татинцян». Но вот на удивление активно выступил француз Альбер Бенаму, влиятельный и вообще-то очень осторожный в арт-бизнесе игрок, привезший к тому же довольно громоздкую, но эффектную инсталляцию с висящим на стропах парашютистом. Кто таков этот диверсант с пистолетом, и кто его заслал (то есть кто художник), пока неясно, поскольку не все этикетки еще повешены. Да и не все работы еще подвезли в боксы зарубежных галеристов. Поговаривают, что дело в нашей пресловутой таможне. Так что пока на иных стендах вместо самих произведений висят их ксерокопии. Впрочем, это выглядит достаточно концептуально.
Партер
Как всегда на галерейную поверку в первой шеренге выступили непременные участники «Арт-Москвы» «Айдан», «М & Ю Гельман», «XL» и их западные коллеги по экспертному совету ярмарки Diehl + Gallery One (Берлин–Москва), Knoll Galleries (Вена–Будапешт). В принципе для них важны не столько сами продажи в ЦДХ, сколько представительство на ярмарке, подтверждающее их статус. А потому они показывают лишь избранные произведения, которые дают представление о том, какими выставками прославилась галерея в прошедшем сезоне и что можно найти в ее стоках.
Понятно, что «XL» делает ставку на забавные «ньюкапиталистические» комиксы Константина Звездочетова и Сергея Шеховцова («Поролон»), Айдан Салахова – на Елену Берг и молодого, но уже очень модного Ростана Тавасиева, который, кстати, «зазвездился» и на спецпроекте биеннале «Не игрушки!?» в соседней с ЦДХ Третьяковке. У Гельманов стенд опрятный, но скромный, лишь сварная металлоконструкция Валерия Кошлякова намекает на то, что в самой галерее на «Винзаводе» этого затейливого неоконструктивизма в изобилии.
Галерка
Чем дальше от первого ряда галерей, тем выставки выглядят все более уплотненными и скученными, но не скучными. В галерее Крокина Леонид Тишков выставил малюток-водолазов, настаивая на том, что он-де развивает неосуществленный проект монумента Веры Мухиной, который в советские времена был якобы зарублен правительственной комиссией. Уже сама по себе эта байка занятна. А тем, кто ностальгирует по эпохе великих свершений, предназначает свою выставку стенд галереи «Триумф». Похожий на декорацию к «Парку советского периода», он завешен и заставлен помпезными кумачовыми и золотыми панно Алексея Беляева-Гинтовта (кстати, лауреата Премии Кандинского) и инсталляцией из костяшек домино «Мавзолей» Юрия Аввакумова.
Похоже, что в этом году «Арт-Москва» не слишком тщательно готовила специальные, то есть некоммерческие экспозиции, видимо, полагаясь на зрелищность многочисленных выставок московской биеннале. Но без традиционных «коверных» она все же не обошлась. На этот раз публику развлекает арт-группа «Таджикс-Арт» перформансом «Обеденный перерыв». Оставшиеся в кризисное время без работы гастарбайтеры на глазах у заказчика тут же в зале делают копию хоть с Поллока, хоть с Ротко. Видимо, это рассчитано на тех клиентов «Арт-Москвы», кто очень пострадал во время кризиса.