Легендарный латино-гитарист Карлос Сантана едет в Москву и везет с собой обойму мировых рок-хитов. Концерт состоится 17 июня в КЗ «Крокус Сити Холл».
Почти скрипач
Если бы не рок-н-ролльный бум 50-60-х годов, легендарный Сантана запросто мог бы стать не гитаристом, а скрипачом. Недаром его отец, музыкант из ансамбля марьячи, сперва пытался привить ему любовь именно к этому инструменту. Но маленький Карлос хотел быть похожим на Би-Би Кинга и Ричи Валенса, и раз и навсегда определился с выбором. Позже, когда семья Сантана перебралась из Мексики в США, талантливый парень сколотил группу и назвал ее в честь себя. Нахально, но заслуженно: уже через год к Santana Blues Band выстроились в очередь промоутеры и агенты. А там было недалеко и до приглашения на Вудстокский фестиваль, где молодой гитарист и его команда одной «Soul Sacrifice» поставили на уши многотысячную толпу хиппи.
Следующие двадцать лет Сантана с любовью создавал собственный стиль. Музыкант, играючи, по наитию, соединял то, что другим казалось несочетаемым. Витиеватый арт-рок у него обрастал карибскими ритмами и превращался в жаркий карнавал, джаз шагал навстречу сальсе и фламенко, а блюз братался с цыганщиной. И всюду солировала его гитара – скромная, но царственная, со своим особым голосом, не узнать который просто невозможно. Какой бы жанр ни избрал ее хозяин, она всегда звучала чисто до последней нотки. Поклонники нынешних мастеров латино-рока The Mars Volta очень удивятся, узнав, как много их любимцы позаимствовали у Сантаны. За такое мастерство усатого гитариста и стали считать великим. За него же прощались и неизбежные самоповторы, и скучноватые эксперименты. Вот только к началу 90-х годов в его карьере все равно случился спад. Хотя сам Сантана не был в нем виноват. Он-то совсем не изменился, разве что окончательно отошел от академичного стиля своих былых товарищей, вроде Джона Маклафлина. Поменялись вкусы широкой публики, которая покупала его диски, а потом внезапно перестала.
Сложилась парадоксальная ситуация: культовый артист сидел без контракта и не знал, что ему записать, чтобы снова понравиться людям. Он умел создавать атмосферу, а от него ждали хитовых мелодий. Одной «Black Magic Woman», кавер-версии на номер Fleetwood Mac, родившейся еще в 1970 году, было недостаточно.
Гитарный рай
Проблему помог решить знакомый продюсер. Он без лишних разговоров подписал Сантану на свой лейбл и подкинул идею на миллион: выпустить поп-альбом вместе с молодыми звездами. Возвращение гитариста в 1999 году вышло поистине триумфальным. Пластинка «Supernatural» только в США стала платиновой пятнадцать раз, озолотила самого музыканта и принесла ему девять статуэток «Грэмми» (сегодня у него их десять). Добрая половина песен Сантаны, которые мы можем припомнить, именнно оттуда. Например, «Smooth» за авторством певца Роба Томаса из Matchbox Twenty, ставшая самой известной мелодией ча-ча-ча, если не синонимом латиноамериканского танца вообще. Именно она оказалась последней жемчужиной хит-парадов 90-х.
После «Сверхъестественного» альбома у мистера Сантаны будто открылось второе дыхание, которое длится и поныне. Новые работы выходят с прежней частотой, музыкант стал буквально нарасхват. Он записывался вместе с покойным Майклом Джексоном и Шакирой, аккомпанировал тенору Пласидо Доминго, джемовал вместе с Кирком Хэмметом из Metallica. Сантана стал всеобщим добрым латино-папой, одно присутствие которого обещает успех. Через его студию проходят десятки артистов из разных жанровых цехов. И всем им он дарит волшебные звуки своей гитары, каждый раз извлекая их с неподдельным удовольствием для себя самого.
Свежий проект Сантаны под названием «Гитарный рай» («Guitar Heaven») – это собрание лучших вещей классического рока, сыгранных гитаристом на свой лад в компании старых и новых знакомых. В «Riders On the Storm» The Doors встречаются Рей Манзарек и Честер Беннингтон из Linkin Park, хендриксовскую «Little Wing» неожиданно мягко поет Джо Кокер, а «Back to Black» AC/DC раскладывают на двоих рэпер Нас и соул-конфетка Джанель Моне. Сантана и его сборная звезд, конечно, ухватывают частичку чужой славы, но не спекулируют на ней, а стремятся придумать что-то новое.
Услышать лучшие мелодии Карлоса Сантаны и оценить его интерпретацию золотой рок-классики москвичи смогут 17 июня в концертном зале «Крокус Сити Холл».