Алекс Тернер со своей группой Arctic Monkeys и его товарищ Майлз Кейн разом выпустили новые альбомы «Suck It and See» и «Colour of the Trap». В них молодые британцы порознь исследуют нестареющее ретро, по кирпичику строят рок-н-ролл и соревнуются в пении серенад.
Концерт для «Марионеток» с оркестром
Благородное ретро и классический рок вряд ли когда-нибудь выйдут из моды. Верный признак этого – то, что такие жанры все еще увлекают молодежь. За примерами далеко ходить не нужно. Три года назад в Англии вышел превосходный альбом «Эпоха безгласности» («Age of the Understatement»), звучавший так, будто появился на свет в конце 60-х. Однако его авторам было лишь по двадцать с небольшим. Алекс Тернер, лидер Arctic Monkeys, и его приятель Майлз Кейн из коллектива The Rascals так уверенно взялись за оркестровую эстраду, словно с пеленок слушали Дэвида Боуи и Скотта Уокера, а не подбирали на слух мелодии Oasis и Nirvana, сидя по родительским гаражам. Получилось разом и увлекательно, и солидно, и динамично: бондиана для старшеклассников, «Неуловимые мстители» плюс баллады о первой любви в одном флаконе. Любопытно, что для съемок клипа на титульную песню дуэт, назвавшийся «Последними марионетками» (The Last Shadow Puppets), тайком приезжал в Москву. Здесь сутулые, насупленные юноши побродили по снежным полям и пустынным залам ночного метро, покатались на танках и спели с хором российских военных.
Совместный проект так и остался разовым. Тернер и Кейн регулярно обещают записать вдвоем что-нибудь еще, но пока занимаются своими делами. Первый снова взялся за «Арктических обезьян»: в 2009 году вышел альбом «Humbug», а буквально через неделю стартуют официальные продажи новой пластинки «Suck It and See». Второй покинул The Rascals и состряпал сольный альбом «Colour of the Trap». Эти их последние работы мы и сравним.
Рок-н-ролл по кирпичику
Arctic Monkeys уже не первый год разрываются между громким рок-н-роллом и вещами более лиричными. Возмужавший Тернер, похожий теперь на Джулиана Касабланкаса из The Strokes, заставляет барышень вздыхать своими неторопливыми гитарными переборами. А остальные «Обезьянки», чтобы не заскучать, периодически понукают лидера играть шустрее и агрессивнее. Блуждание вкусов объясняется еще и тем, что группу опекают сразу двое профессионалов: продюсер Джеймс Форд, причастный к успеху The Last Shadow Puppets, и рыжий громила Джеймс Хомм из Queens of the Stone Age.
Все новые песни молодых британцев – как увесистые кирпичики, из которых они степенно выкладывают свой альбом. По этому поводу у них даже имеется отдельный номер «Brick by Brick», где вместо Тернера наглым голосом поет ударник Мэтт Хелдерс. Есть и обязательный номер-колючка как напоминание о раннем стиле Arctic Monkeys («Library Pictures»), и приятные воспоминания о «чертовке в блестках» («The Hellcat Spangled Shalalala»). В зачет идет и подражание Хомму в номере «Don't Sit Down 'Cause I've Moved Your Chair» («Обезьяны» вообще любят длинные и запутанные названия). Грозно топчется на месте бас, резко взвизгивают гитары, а Тернер советует смотреть, куда садишься, таким недобрым тоном, словно диктует правила бойцовского клуба. До бульдозерного натиска QotSA пока далеко, но он группе не очень-то и нужен.
Только вот от старомодного финала пластинки откровенно веет ленцой. «Беспечная серенада» («Reckless Serenade»), «Пьяный вальс» («Piledriver Waltz») и другие любовные мотивы приятны и тонки, но впечатление портит совсем уж монотонный вокал Алекса, который того и гляди заснет. И даже про хороводы моделей без лифчиков он поет, как будто преодолевая зевоту. Ничего не попишешь, звезда.
На волне чужой памяти
С тернеровским приятелем Майлзом Кейном совсем другая история. Он уютно чувствует себя в ретро-стиле и никуда за его пределы не выходит. Зато на знакомой территории юноша стремится работать по стандартам золотых времен, когда на пластинке что ни песня – то хит. Мелодии у Майлза напевнее и задорнее, чем у Тернера, и приукрашены хоровыми подпевками и струнными. Все они укладываются в три-четыре минуты и так и просятся на радио. Кейн гуляет по линии между рок-н-роллом и эстрадой и не стесняется ее пересекать. Тем более, что в его любимые времена она еще не была столь явной. Появись его пластинка «Colour of the Trap» на пару лет пораньше, что-нибудь с нее точно попало бы в саундтрек британской музыкальной комедии о пиратской радиостанции «Рок-волна».
Пока «арктический» Алекс выковывал из себя невозмутимого покорителя сердец, Майлз так и остался романтиком. Не удивительно, что их общая песня «Rearrange» («Ты меня изменила») в итоге отошла именно ему. Кейн считает дни до встречи с возлюбленной («Counting Down the Days») и поет свою серенаду так, будто и впрямь стоит под окнами итальянского палаццо («Take The Night From Me»). В песне «Happenstance» муза все-таки появляется лично. Ею оказывается европейская блондинка Клеманс Поэзи, знакомая киноманам как Флер Делакур из поттерианы и героиня трагикомедии «Залечь на дно в Брюгге». Как и положено музе, петь девушка не умеет, но своим томным шепотком сообщает номеру особый шарм.
По сумме музыкальных достоинств Кейн сумел превзойти своего более знаменитого товарища. Хотя ему все же не хватает холодка и сдержанности Тернера, с которыми тот как раз переборщил. Возможно, вместе у них получилось бы краше. Но это тот случай, когда две синицы лучше непойманного журавля.