Молодые британцы Wild Beasts собирают тонко устроенный, сердечный арт-поп с оперным вокалом и деликатной электроникой. В своем третьем и лучшем пока альбоме «Smother» «Дикие звери» поддаются романтике, поют на два голоса и разбирают музыкальную магию по косточкам.
Дикие сердцем
Квартет из северной Англии Wild Beasts с момента своего создания в 2004 году имеет репутацию непростого коллектива. Об этом говорят и стиль группы, и вокал, и даже название. Критикам понравился их сплав мягчайшего инди-рока, оперного барокко и бурлеска, хотя в радиоформат такая музыка вписывается с трудом. Певец Хейден Торп со своим нервическим фальцетом тоже выбивается из общего ряда сладкоголосых героев брит-попа. А хищное имя «Дикие звери» оказалось реверансом в сторону фовистов, от художника Матисса до композитора Стравинского.
Сами Wild Beasts не козыряют статусом умников, а двигаются навстречу широкой публике. Дебют «Limbo, Panto» (2008) был еще слишком нестройным и крикливым, зато отличался плавным, обволакивающим звуком. К следующему альбому «Two Dancers» (2009) Торп сумел укротить свой голос, а красивые мелодии избавились от лишних завитушек. В результате пластинка добралась до вершин хит-парадов и попала в список номинантов на премию Mercury. Этой весной «Звери» шагнули еще дальше и выпустили новую работу, которой дружно восхищаются все западные музыкальные издания. Кое-кто уже поспешил называть «Smother» лучшим альбомом года. И для этого есть веские основания.
Тишь да гладь
Еще до выхода «Smother» музыканты говорили, что хотят изменить свое звучание: «Сегодня все интересные группы занимаются электроникой. Вот и мы за нее взялись, сразу влюбились в компьютеры и лэптопы, в мягкость их звуков, структуру и общую атмосферу». Но речь не о восьмибитном писке или диско-попрыгушках. Электроника Wild Beasts – это тихие шорохи и перестук перкуссии как фон для гитар и вокала, мелодии, укусившие себя за хвост, и клавишные, неотличимые от фортепиано. Живые и искуственные детали соединились вместе в причудливые петли, но кажутся естественными и простыми. Помогает и то, что альбом в целом нетороплив и интимен. Это ощущение появляется с первых осторожных нот «Lion’s Share» и крепнет, когда улавливаешь ее обманчивое сходство с рефреном песни из «Обыкновенного чуда» - «Давайте негромко, давайте вполголоса...»
Еще раз про любовь
Теперь в Wild Beasts два полноправных певца. Помимо Хейдена Торпа, запел и басист группы Том Флеминг, обладатель более низкого и глубокого вокала. Раньше он исполнял только бэк-партии, но сейчас солирует в половине номеров. И надо сказать, контраст голосов стал главной изюминкой альбома. Ажурные построения Торпа («Loop the Loop») чередуются с холодными, безнадежными и красивыми песнями Флеминга («Insivible», «Burning»), где-то они помогают друг другу («Reach A Bit Further»). Первый наконец научился передавать свои эмоции плавно и без лишних завываний, а появление второго добавило пластинке печальной романтики.
Весь альбом «Smoother» рассказывает о любовных эмоциях в разных их видах. Торп спорит со своей Офелией и ведет жестокие игры («Plaything»), Флеминг грустит и вспоминает прошлое. В этом контексте упомянутое в названии «Удушье» сродни цветаевской стыдливой краске, накатывающей «удушливой волной».
Тысяча мелочей
Добавляет обаяния музыкантам то, что в интервью они не говорят о высоком, а просто и охотно рассказывают о своей студийной кухне. Выясняется, что половина песен была записана с помощью первых попавшихся под руку инструментов: пластмассовых гитар, а также то и дело ломавшихся копеечных синтезаторов. Для всех желающих «Дикие звери» разбирают свою музыку по косточкам и показывают, где в самых тихих вещах прячутся сэмплированные звуки многотонного кузнечного молота или велосипедной цепи, которой ударяют в барабанчик бонго. Молодые англичане признаются, что любят ритм-н-блюз и в композиции «Deeper» постарались придумать свой, как можно более медленный. А «End Come Too Soon», напоминающий небесной красоты номера Cocteau Twins, они научились растягивать по желанию от семи до семидесяти минут.
Скромность и внимание к осязаемым мелочам делают честь Wild Beasts и помогают им стать доступнее для слушателей. А пока альбом «Smother» можно назвать самым эмоционально тонким и чувственным британским альбомом последнего времени, не в обиду уважаемым Radiohead и Пи Джей Харви.