Американцы Foo Fighters выпустили лучший и самый важный в своей карьере альбом. На «Wasting Light» неугомонный Дейв Грол собирает старую гвардию Nirvana, наполняет рок светом и отказывается от баллад.
Легендарная «Нирвана» дала миру не одного только депрессивного гения Курта Кобейна, но и неутомимого работягу Дейва Грола. С момента распада главной группы 90-х прошло семнадцать лет, и этим временем зубастый ударник распорядился с максимальной пользой. Сегодня Грол -- лидер собственной группы Foo Fighters и лучший в мире барабанщик, из числа живых и здравствующих. В общем списке драммеров всех времен его обогнал только личный кумир, покойный Джон Бонэм из Led Zeppelin.
Грол как сокол
Когда Грол не занят собственными проектами, он помогает другим. С середины 80-х годов он успел поработать в трех десятках коллективов. Жанр не имеет значения: рок, металл, электроника – он везде выкладывается на все сто.
Грол оказался в «Нирване» в 1990 году, в период ее наибольшего расцвета, и приложил руку ко всему, что потом стало классикой. Но сам он до сих пор считает, что где-то напортачил и лишь ускорил печальный конец истории группы. Однако слава участника «Нирваны» помогла ему начать все заново. Большие лейблы жадно ухватились за демо-пленки, записанные рокером в одиночку в арендованной студии. Первый альбом Foo Fighters, вышедший в 1995 году, стал платиновым. Хотя новорожденная группа состояла из одного Дейва, который сам сыграл на всех инструментах.
Постепенно Грол собрал полноценный состав музыкантов, оставив для себя роль вокалиста и гитариста. Оформился и стиль группы. Коньком Foo Fighters стал стремительный и громкий, близкий к панку гитарный рок, супергеройский по своему пафосу, но всегда честный по сути. Позже, когда «Бойцы» вошли в полную силу, а выход каждого следующего альбома стал считаться серьезным событием, Грол попробовал и другие варианты. И, как всегда, преуспел: чтобы убедиться в этом, послушайте хотя бы нежнейшую босанову «Virginia Moon», спетую им в дуэте с Норой Джонс.
Впечатляет и список музыкальных шабашек Грола на стороне. Сразу после «Нирваны» музыкант едва не стал участником группы американского «Доктора Шлягера» Тома Петти. Затем он ездил на гастроли с Queens of the Stone Age, записывал барабанные партии для Nine Inch Nails, Garbage и Prodigy, играл на гитаре с Нилом Янгом и Дэвидом Боуи и изображал дьявола в группе комика Джека Блэка Tenacious D. Сэр Пол Маккартни сделал его специальным гостем на одном из сольных концертов в Англии. А в хард-роковом проекте Them Crooked Vultures Грол наконец осуществил давнюю мечту: вышел на одну сцену с басистом Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом и, сидя за ударными, смог представить себя легендарным Бонзо.
Скромные бойцы гитарного фронта
И все же главным коллективом для Грола остаются Foo Fighters. Дейв и его коллеги сегодня пребывают в статусе больших рок-звезд, диктуют условия рекорд-компаниям и летают на гастроли на частном самолете вместе с родными. Но они не зазнаются и даже в шутку удивляются: как можно получить «Грэмми» за альбом, записанный в подвале с друзьями под пиво? Практика показывает, что можно, и не раз.
Новый, седьмой по счету альбом Foo Fighters «Wasting Light» стал особенным. Во-первых, потому, что к работе над ним подключилась вся старая гвардия Грола. Вернулся в группу Пэт Смир, ветеран хардкора и концертный гитарист Nirvana, в свое время участвовавший в записи «Unplugged in New York». Заглянул на огонек и басист «Нирваны» Крис Новоселич, который вроде бы уже отошел от музыки и занялся политикой. А продюсером пластинки стал Батч Виг, один из творцов успеха «Nevermind». Так что Foo Fighters в своем нынешнем составе близки к Nirvana как никто и никогда. Другое дело, что музыканты не собираются воскрешать прошлое, а просто рады делать вместе что-то новое.
Рок в испепеляющем свете
«Wasting Light» был заявлен как самый «тяжелый» альбом группы. Якобы уставшие от акустики музыканты перед его записью даже постановили на общем собрании: «Никаких баллад, даешь рок!». Но в итоге они все-таки слукавили. Foo Fighters, и правда, звучат мощно и напористо -- все-таки сегодня в их распоряжении целых три гитариста, включая Грола. Но в каждой песне из-за частокола риффов рано или поздно выныривает мелодичный припев, способный под определенное настроение даже слезу вышибить. В общем, под такую музыку можно и мир спасать, и девушку обнимать.
Обещанный план по тяжести на 100% выполняет только «White Limo», прекрасный в своей оголтелости. В связке идет уморительный клип, где музыканты Foo Fighters изображают провинциальную босоту, тогда как 50-летний Смир прикидывается наркоторговцем с шапочке с надписью «Дурь». А всю эту публику катает по городу в белом лимузине не кто-нибудь, а Лемми из Motörhead. Приятно видеть, что матерые рокеры и сами не разучились веселиться, и нас стараются развлечь по максимуму. Сам Грол в очередной раз подтвердил репутацию человека-электростанции. Не зря название нового альбома переводится как «Испепеляющий свет». И очень может быть, что двужильный рокер еще только выходит на пик своей силы.