Сербские, греческие, византийские варианты православной хоровой традиции. Плавное пение русских монахов и терпкие грузинские созвучия. В Петербурге завершился цикл Великопостных концертов.
Три стадии хорового пения
Международный хоровой фестиваль в Санкт-Петербурге возник пять лет назад почти одновременно с московским Международным фестивалем симфонических оркестров. Оба финансируются из одного источника и явно не ограничены в средствах. Потому деятельность их обширна, а культурное влияние растет в геометрической прогрессии.
Оба мероприятиям негласно получили статус проводников «властной» политики в сфере культуры.
В Петербурге хоровой фестиваль стараниями генерального продюсера Натальи Орловой и ее команды очень быстро превратился в разветвленную структуру, с подразделениями, направлениями, внушительным штатом и даже своей идеологией. Концертный сезон четко поделен на три стадии. Первая – мощная серия хоровых Великопостных концертов в большом зале Филармонии идет все семь недель поста и первую неделю после Пасхи, то есть в Светлую Седьмицу.
Вторая стадия: собственно хоровой фестиваль, обыкновенно начинающийся в конце мая. Нынешний стартует 26 мая, и откроет его чудесный девичий хор из Эстонии «Эллерхейн» («Барвинок»). Он исполнит сочинения патриарха эстонской музыки Вельо Тормиса, признанного мастера хорового письма.
Продолжит программу 29 мая международный фестивальный хор и оркестр (совместный русско-итальянский проект). Они исполнят раннюю оперу Монтеверди «Орфей». Значение этого культурного события в питерском контексте трудно переоценить -- «Орфей» в городе на Неве еще никогда не звучал. Майская программа несколько отходит от сугубо православной хоровой традиции, представляя публике множество светских сочинений.
Третья стадия наступает в июле. Открывается фестиваль «Академия православной музыки», на котором, кроме концертов, проводится нечто вроде мастер-классов и хоровых спевок для неофитов и любителей хорового пения. Они съезжаются летом в Питер со всего света. На самых разных площадках в Петербурге и Новгороде выступают хоры из разных стран, профессиональные, любительские, монастырские и семинарские. А в конце программы участники сливаются в Сводный хор фестиваля и дружно отправляются на Валаам.
Грузинские птицы в черкесках
За восемь недель в Питере в рамках Великопостных концертов выступило одиннадцать хоров из разных стран. Особый интерес вызвал Bolschoi Don Kozaken из Австрии, сохранивший песенные традиции донского казачества. Публика ломилась и на выступления сербского византийского хора «Моисей Петрович», на женский хор «Мистерия женских голосов». Ажиотажный спрос породил концерт Греческого византийского хора под управлением Ликургоса Ангелопулоса. Выступления предваряли комментарии диакона Андрея Кураева. Из ложи, словно с амвона, Кураев произносил злободневные политизированные речи, уводившие внимание аудитории не в ту сторону.
Первым в Светлую Седьмицу, сразу же после Пасхи пел знаменитый грузинский хор «Мздлевари» («Пение птиц»). Его основали в 1994 году солисты легендарного хора «Рустави» Тариел и Каха Онашвили. Хор приезжал в Россию трижды: в апреле 2008 года выступил в Москве на гергиевском Пасхальном фестивале в зале Чайковского. В прошлом июле был в Питере, выступал в зале Академической капеллы по приглашению Хорового фестиваля. Сейчас, на Пасху, хор вновь повторил, практически, ту же программу, что пел в Москве: даже «бисы» были те же самые.
«Мздлевари» сражает наповал своим невероятно красивым, гулким, резонансным звучанием. 12 матерых грузин в черных черкесках, подпоясанные наборными серебряными поясами, выстроились на сцене плотным полукругом. Пели тихо-тихо, филируя звук, подчеркивая интимность грузинских церковных песнопений, следя за чистотой хоровой вертикали.
Первое отделение составили из камерных церковных гимнов и молитв: «Кристе агсдга» («Христос воскресе из мертвых»), «Цминдао Гмерто» («Святый Боже»), «Ромелни керубинта» («Иже херувимы»). Молитвословия были представлены в разных вариантах: в гурийском, гурийско-имеретинском, карталино-кахетинском ладах.
Второе отделение прошло звонче и энергичней. Собрание трудовых, свадебных, обрядовых, плясовых, хороводных и колыбельных песен прослаивали свирельными наигрышами и инструментальным трио. Инструментальные мелодии напомнили стиль трубадурско-труверской придворной музыки 14-15 веков. Известно, что грузинская фольклорная традиция рифмуется со средневековой европейской по стилю изложения, гармонии и тембру, поскольку инструментарий грузинского фольклора очень напоминает ранние музыкальные инструменты, привезенные трубадурами в Европу из крестовых походов.
Напоследок грузины, честно отпев программу, включая любимую народом «Сулико» с «русскими» куплетами, добавили «бисы». «Однозвучно гремит колокольчик», -- душевно выводил тенор, держа руку на рукояти кинжала. Напоследок спели песню «Ой, рябина кудрявая», из которой выпали кульминационная строчка: «Справа – кудри токаря, слева – кузнеца», и сакраментальный вопрос: «Кто из них желаннее, руку сжать кому?» А жаль.