Бластеры стреляют, деревяшки трещат, позвякивают велосипеды, а шаманы молятся. Британский мастер даба и эмбиента Ott выпустил третий и самый лучший в своей карьере альбом «Mir», где электроника становится почти живой.
Электронщик Гровер Смит – из того поколения британцев, которое в конце 80-х годов придумало рейв. Он тоже вдохновлялся теплым и гулким дабом, собратом ямайского регги, но не думал над тем, как сделать его танцевальным. Пока Лиэм Хоулитт из The Prodigy учился миксовать треки при помощи кассетного магнитофона, Смит слушал лучшие пластинки Кинга Табби и Хоптона Брауна, ходил на концерты местных даб-коллективов и понемногу открывал для себя краут-рок.
Некоторое время спустя Смит перебрался в Лондон, устроился звукорежиссером сразу в несколько студий, и музыкальная карусель завертелась с бешеной скоростью. В течение десяти лет он работал без выходных по восемнадцать часов в день, соединяя, перемешивая и доводя до ума чужие звуки. Зато клиенты были такие, что лучше и не пожелаешь: британская электронная тусовка The Orb, дружная с Полом Маккартни и Дэвидом Гилмором, Мартин «Youth» Гловер из Killing Joke и изобретатель эмбиента Брайан Ино.
Повороты Отт’a
Начало нового века Смит встретил своеобразно: купил себе дом в английской глуши, оборудовал его по последнему слову аудиотехники и переехал туда с выводком кошек. В спокойной обстановке он наконец-то занялся собственной музыкой – «идеальным саундтреком для фестиваля на открытом воздухе», где неживые синтезаторы соседствуют со звуками окружающего мира, а бал правит натуральный ямайский «вайб». Но трудоголик есть трудоголик. Вскоре британец снова засел за чужие записи, набрав заказов «выше крыши». Отсюда, похоже, и появился его псевдоним Ott – сокращение от английского «оver the top».
Самой удачной «халтурой» Отта стала тогда дюжина ремиксов на треки Hallucinogen. Публике понравилось ловкое превращение гоа-транса в даб, и на волне успеха он смог издать свой первый альбом «Blumenkraft» (2003). А дальше дела становились все лучше и лучше. Смит подружился с создателем Hallucinogen Саймоном Посфордом и стал частым гостем во всех его проектах, таких как любимый российскими офис-менеджерами гипнотический ансамбль Shpongle. Была и масса других коллабораций, не всегда громких, но неизменно удачных. Последние пять лет Ott, кажется, находится в постоянном движении, как географическом, так и творческом. Если он не на гастролях, то обязательно сочиняет что-то новое. Хотя на личную жизнь времени тоже хватило: не так давно Смит женился, обзавелся ребенком и еще раз переехал, на этот раз в Испанию.
Миру - «Mir»
Даже самой совершенной электронике трудно быть естественной. Когда на американских гастролях Смиту предложили поджемовать с местным фолк-ансамблем, он только развел руками – для этого пришлось бы перенастраивать лэптоп часов восемь, не меньше. Но зато в записи Ott может звучать просто волшебно, что лишний раз подтверждает его свежий альбом «Mir».
Связка электродаба и природного эмбиента, как и прежде, работает. А пропорции жанров в фирменном рецепте стали даже лучше по сравнению с предыдущими пластинками. Семь длинных треков по несколько раз меняют свой характер и настроение, иногда совершенно непредсказуемо. Ватное спокойствие внезапно разрывает увесистый бит («Adrift In Hilbert Space»), наплывают и отступают волны густого баса, откуда-то берется романтичная гитара. Ритм рассыпается на бессчетное количество цифровых звучков, похожих то на выстрел из бластера, то на треск сухой деревяшки. Оттого, что они все время чередуются, треки Отта и кажутся живыми. Меняется и воображаемое место действия. С лесной опушки на закате слушатель шагает в городское пекло, где тарахтят машины, а кто-то рядом тащит свой велосипед и гремит звонком. А оттуда – в гостиничный номер с крохотной ванной («Mouse Eating Cheese»).
В придуманном им мирке галдят уличные старухи-торговки, столетние африканские шаманы взывают к своим богам, а томная нимфа поет песню ни о чем. Словами пользуется только самый первый голос, да и тот советует не вникать глубоко в хорошую музыку, а просто получать от нее удовольствие («One Day I Wish To Have This Kind Of Time»). Для чего, собственно говоря, этот «Mir» и был придуман.