Трио White Lies второй раз подряд доказывает, что грусть геройству не помеха. Свежий альбом лондонцев «Ritual» не добавляет ничего нового к жанру решительного постпанка, но помогает расправить плечи.
Что только ни делали с жанром постпанка в последнее время: дотошно воскрешали по образу и подобию Joy Division, обували в хипстерские кеды и скрещивали с электроникой. Но развитая в конце 70-х идея печальной музыки с танцевальной основой и сегодня живее всех живых. Особенно если эту музыку играть погромче и как в последний раз.
Жизнь в темно-синем цвете
Гарри МакВей, Чарльз Кейв и Джек Лоуренс-Браун именно так и поступают. Троица из лондонских предместий, несколько лет прозябавшая на разогреве у кого попало, в одночасье свернула брит-роковую лавочку под вывеской Fear of Flying («Страх полетов»), приосанилась, нахмурилась и с 2007 года заиграла героически-мрачный постпанк уже под именем White Lies или по-нашему «Ложь во спасение».
Свою музыку группа сопровождает текстами о красивой смерти, трудностях любви и незаконченных делах на этом свете. Эти лондонцы -- большие любители музыкальных драм и черного цвета. Ну, или в крайнем случае, темно-темно-синего. В пресс-релизах звучит та же песня: «Безобидная ложь на самом деле очень темна, так же мы видим и самих себя», «с помощью лжи мы защищаем горькие истины» и все в таком же духе. Еще живописная деталь: репетиции вслепую, которые трио устраивает, чтобы отточить исполнение своих партий до автоматизма. В обычной жизни парни из White Lies все-таки попроще, не разговаривают фразами из готических романов и даже умеют улыбаться. Вокалист МакВей ведет здоровый образ жизни и качает мускулы, чего за чахлыми и хмурыми нигилистами обычно не водится.
Самобытные лжецы
Больной вопрос для всех играющих постпанк: кто на кого похож. От сходства с культовыми Joy Division наше трио открестилось сразу. Мол, для этого мы слишком молоды. С ровесниками и земляками Editors сходства тоже не наблюдается. А воровать идеи у ныне любимых всеми Interpol как-то не пристало. Свой стиль White Lies собрали по крупице из ностальгического синти-попа, «новой волны», попсы 80-х и вполне современного альтернативного рока. А самой любимой группой МакВей и его товарищи называют второстепенных американцев The Secret Machines, не имеющих отношения к постпанку. Хотя здесь есть свой курьез: недавно лидер «Машин» стал клавишником Interpol и теперь противным голосом подпевает Полу Бэнксу.
Вокал самого МакВея, как говорят поклонники White Lies, в начале карьеры тоже не был идеальным. Оттого статный ирландец на концертах периодически срывался на «брачный крик марала». Зато теперь его глубокий голос звучит сильно и мужественно. Такой не утонет в скрежете из колонок в маленьком клубе и на стадионе не потеряется.
С записью дебютного альбома White Lies специально не торопились, чтобы подогреть интерес публики и прессы. Зато когда в 2009 году «To Lose My Life…» все-таки вышел, на группу обрушились нешуточная слава, ворох престижных наград и номинаций и предложения о сотрудничестве. Успех был настолько безоговорочным, что менеджеры отправили «Лжецов» в мировое турне. И это при том, что в активе группы было от силы десятка полтора песен со всеми би-сайдами, кавер-версиями (например, на хит Канье Уэста «Love Lockdown») и прочими обрезками.
Ритуал без пауз и пустот
Новый альбом «Ritual» и его предшественник похожи, как две бледных девушки-модели, недобро глядящих с его обложки. Только выросли масштабы и аппетиты, и теперь каждый звук, издаваемый группой, заранее, еще в студии, отдается звонким эхом, разгулявшимся в стенах огромного стадиона. Прием нехитрый, но весьма действенный – вспомните хотя бы Coldplay и Muse, с которыми White Lies теперь водят дружбу.
Самое главное в музыке лондонцев – это неподдельная мальчишеская удаль, желание казаться сильными, решительными и суровыми. И это у них в общем-то неплохо получается. Слушая новые песни, вслед за артистами расправляет плечи и слушатель. Причем таким полезным свойством обладает любой трек из «ритуальной» обоймы: будь то накатывающая волнами синтезаторных скрипок «Peace & Quiet», взрывающийся могучим припевом радиохит «Bigger Than Us» или неумолимый механический пресс «Turn The Bells».
Песни White Lies спешат вперед и не останавливаются ни на секунду. Учащенный электронный пульс, барабанный бой и гитарные партии без намека на соло не оставляют места для пауз и пустот. Передохнуть от такого напора удастся только в самом конце, под звуки мягко гудящей «Come Down».
Слабым местом пластинки, пожалуй, являются ее разве что тексты. Западные критики, уже изучившие «Ritual» вдоль и поперек, потешаются в своих рецензиях над излишней серьезностью МакВея и неловким пафосом его стихов. Но на то они и носители языка, а нам жаловаться особо не на что.
Неизвестно, смогут ли в будущем White Lies превзойти самих себя и загрустить как-то по-новому. Или им на смену, чеканя шаг, придут новые постпанковые герои. Но можно быть уверенным: своим «Ритуалом» лондонское трио на год вперед застолбило за собой лучшие места во хит-парадах и плейлистах.