Основатели ню-рейва британцы Klaxons после успеха трехлетней давности вновь выходят на сцену. В своем втором альбоме «Surfing the Void» футуристы XXI века воздерживаются от музыкальных безумств, но отправляются развлекаться в космос.
Ню-рейв – британский микрожанр, появившийся из музыки кислотных вечеринок начала 90-х и быдловатого «мэдчестера» той же поры. Моду на ню-рейв в 2006 году запустил журнал NME. Он же выпестовал с десяток новых героев сцены: шумных, но мелковатых и не дотягивающих ни до свирепых Prodigy, ни до харизматичных Happy Mondays. Достойнее остальных оказались лондонцы Klaxons («Гудки») – футуристы в узких джинсах, доросшие до статуса национальных звезд, но не очень разобравшиеся, что с этим делать.
Футуристы 2.0
Группу основал в 2005 году профессиональный тунеядец Джейми Рейнольдс, бросивший философский факультет университета в Гринвиче и комфортно живший в Лондоне на пособие по безработице. Его товарищами стали художник-любитель Саймон Тейлор и школьный учитель истории Джеймс Райтон. Все трое уже имели кое-какой музыкальный опыт и собственные инструменты. А на первое студийное оборудование ушла очередная получка Рейнольдса с биржи труда.
Начитанные двоечники сразу заявили о себе как о музыкальных футуристах XXI века. Само название группы Klaxons (Not Centaurs) – это цитата из «Манифеста футуризма» Маринетти. Правда, потом для удобства его урезали до одного слова. Из столетних идей авангардизма также были выбраны те, что попроще. Сбрасывать с «парохода современности» Боно или Тома Йорка «Гудки» не собирались, да и не смогли бы. А вот раздать пару пощечин общественному вкусу не преминули. Если за пощечину можно считать ртутный гитарно-синтезаторный звук и ведра зеленой кровищи в клипах.
Слава настигла Klaxons практически мгновенно. После выхода единственной демо-записи новорожденную группу взяла под крыло крупная рекорд-компания Polydor. А дебютный альбом 2007 года «Myths of the Near Future» («Мифы скорого будущего») получил престижную премию Mercury Awards, хотя шансов на победу было куда больше у соул-певицы Эми Уайнхаус. На церемонии ее вручения Рейнольдс от лица группы поблагодарил когорту престарелых британских критиков, заметив, однако, что «не так уж хорошо, когда родителям нравится музыка их детей». За наградой музыкант, кстати, вышел на костылях, так как незадолго до этого в концертном угаре сломал лодыжку.
Второй диск комом
После такого успеха музыкальные начальники призвали Klaxons ковать ню-рейв в ускоренном темпе. И коллектив, пополнившийся ударником Стефаном Халперином, взялся за работу в тот же год. Klaxons долго не могли определиться с новым стилем и, соответственно, выбрать подходящего продюсера. Многоопытного Тони Висконти, работавшего с T.Rex и Дэвидом Боуи, сменил мастеровитый нью-йоркский r`n`b-автор Фокус, а после него в студии англичан оказался их земляк Джеймс Форд из группы Simian Mobile Disco.
Вместе с Фордом группа отправилась записывать новую пластинку во Францию. Надо сказать, что европейские каникулы мало кому из музыкантов идут на пользу. Вот и Klaxons поругались с продюсером, собрали все идеи в кучу и по возвращении в Лондон представили «Polydor». Нечто жестко-галлюциногенное, с ревущими гитарами и названиями песен вроде «Мраморные поля и гидролитическая вершина иллюзий». Лейбл настоятельно потребовал все переделать и выписал группе нового продюсера, крестного отца другого «ню» -- ню-металла -- Росса Робинсона.
Безопасный серфинг в космосе
Нынешние Klaxons своим стилем и поведением напоминают американский дуэт MGMT. И те и другие сначала добились успеха с незатейливыми поп-песнями, подходящими для рекламы шампуня или холодного чая. А затем они как будто слетали на машине времени в 60-е и из модернистов превратились в хиппи. После этого MGMT растеряли всю хитовость и, оседлав психоделическую волну, выпустили стилистически безупречный, но полуживой альбом «Congratulations». А Klaxons занялись серфингом в космосе – их новая пластинка «Surfing the Void» представляет собой сборник научно-фантастического рока пополам с электронными танцами.
Мелодичные песни Klaxons по-прежнему довольно разнообразны: стартовая «Echoes» похожа на прежние хиты, «The Same Space» и «Venucia» приятно журчат космическими синтезаторами, а «Valley of the Calm Trees» передает привет коллегам из MGMT. Но вот драйва в них временами не хватает. Музыканты, словно вспоминая о запрете лейбла на всяческие безумства, в последний момент удерживаются от звукового штурма. И рокерской душе остается радоваться мелочам: «прогрессивной» мясорубке заглавного номера в подражание The Mars Volta или грохочущему басу «Flashover».
Альбом «Surfing the Void» подтвердил тот факт, что ню-рейв себя уже исчерпал и пополнил галерею «мертвых» жанров. Зато его создатели Klaxons все еще в игре – по крайней мере до тех пор, пока не сделали окончательный выбор между панком и дискотекой.