Музыкальный кинофестиваль объединит ислам и панк. В «Архангельском» выступят любимцы Вуди Аллена и Zap Mama. Стадионная электроника прогремит на аэродроме. А обитатели «Спального района» Рейкьявика сыграют классику и фолк в музее.
Фестиваль документальных фильмов о музыке «Beat»
Ислам и панк – вещи, казалось бы, несовместимые. События последних семи лет доказывают обратное. В 2003 году американец Майкл Мухаммед Найт, принявший ислам в 15-летнем возрасте под влиянием текстов Public Enemy, растиражировал на ксероксе и раздавал бесплатно свою книгу «Taqwacore» – роман о вымышленной исламской панк-сцене. «Над пропастью во ржи» для исламской молодежи», как многие называют провокационное произведение, стало для многих толчком к созданию исламских панк-групп и рождению таквакора («таква» переводится с арабского как «боязнь Бога») как отдельного течения музыки. В 2008 году по книге был снят художественный фильм, в 2009-м – документальный «Taqwacore: the Birth of Punk Islam» («Таквакор: рождение исламского панка»). Последний стал результатом трехлетней работы и запечатлел турне таквакор-групп вместе с Найтом.
Каждый фильм фестиваля – история о группе, течении или отдельном музыкальном феномене. Например, «Bassweight» – ода дабстепу, «Favela on Blast» - гимн бразильского гетто, породившего байле-фанк, «No Distance Left to Run» – готовая заявка на включение Blur в Зал славы.
К/т «35мм», четверг--вторник, 3-8 июня
Giulia y Los Tellarini (Испания)
Российские киноманы, должно быть, знакомы с творчеством не столь популярных у нас Giulia y Los Tellarini едва ли не лучше меломанов – несколько лет назад Вуди Аллен выбрал их лениво-игривую «Barcelona» в качестве заглавной песни своего фильма «Вики, Кристина, Барселона», а «La Ley Del Retiro» просто включил в саундтрек. Говорят, запись группы попала к великому режиссеру случайно и совершенно его очаровала. В истории Giulia y Los Tellarini вообще много случайного или даже сказочного. Итальянскую вокалистку Джулию Телларини, вооруженную исключительно аккордеоном, случайно занесло на барселонскую студию звукозаписи MaikMaier, где она познакомилась с тремя из нынешних музыкантов группы. Те моментально влюбились в голос гостьи и приступили к совместному музицированию, вдохновляясь средиземноморским воздухом, лиричностью шансона, латиноамериканским трагизмом и элегантностью джаза. При содействии еще нескольких единомышленников был записан альбома «Eusebio» – посвящение не знаменитому португальскому футболисту, а пенсионеру-художнику из Барселоны, которого можно найти в кафе и на площадях города рисующим прохожих в своей трогательной чудаковатой манере. Он же нарисовал участников группы, и их портреты вошли в основу оформления альбома, который внешне легко спутать с детским альбомом для рисования. Музыкантов настолько вдохновил и поразил этот каталонский старичок, что вдобавок они сняли об Эйсебио документальный фильм.
Музей-усадьба «Архангельское», суббота, 5 июня, начало 16.00
В рамках «Усадьба Jazz». Хедлайнеры первого дня: Аарон Паркс (США), Jazzanova Live (Германия)
«Arena Drive»: The Prodigy (Великобритания), Zoo Brazil (Швеция), The Gove, Aurosonic, DJs Маркус Шульц, Брайан Кросс (оба — США), ATB (Германия), Гленн Мориссон, Марк Оливер (оба — Канада), Denis A, HappyDVJs
Три богатыря брейкбита намерены выступить в единственно подходящем для статуса и музыки The Prodigy формате – стадионном. В прошлом году группа записала шестой студийный альбом за двадцать лет существования, в котором очередной раз недвусмысленно обозначила свои стадионные амбиции и пристрастия, вернувшись к традиции старого доброго рейва конца 1980-х – начала 1990-х. Еще один адепт больших форм – немец Андре Танненберг, он же ATB. 37-летний завсегдатай всевозможных диджейский «десяток» также разразился в 2009 новым альбомом, хотя в огромной дискографии (характерной для большинства именитых диджеев) и без того нашелся бы не один узнаваемый хит. Третий столп «Arena Music», опережающий немца на три позиции в рейтинге DJ Mag, – бывший соотечественник ATB, а ныне резидент солнечного Майами Маркус Шульц. В отличие от коллег его последний релиз «Do You Dream?» («Ты мечтаешь?») пришелся уже на этот год.
Аэродром Тушино, суббота, 5 июня, 12.00
«Bedroom Community»: Вальгейр Сигурдссон, Даниель Бьярнссон (оба – Исландия), Сэм Эмидон (США)
Окутанные пеплом вулкана Эйяфьятлайокудль до России добрались представители исландского лейбла и творческого объединения «Bedroom Community» («Спальный район», проще говоря). Вальгейр Сигурдссон – основатель и идеолог сообщества, собранного им четыре года назад вокруг собственной студии Greenhouse Studios, где и записывается большинство музыкантов «Bedroom Community». Один из ближайших соратников Бьорк, продюсер и звукоинженер Сигурдссон приложил руку к звучанию, помимо прочих, múm, Cocorosie, Kronos Quartet. Последняя его работа – саундтрек к исландскому документальному фильму «Dreamland» («Страна грез»), в котором обсуждаются политические и экологические вопросы, связанные со скандальным проектом строительства на территории Исландии самой большой в Европе гидроэлектростанции.
Даниэль Бьярнссон – классический композитор, дирижирующий в Исландской опере и работающий с Исландским симфоническим оркестром. Его дебютная пластинка этого года демонстрирует традиционное для «Bedroom Community» стремление стереть границу между классической и салонной музыкой.
Американец Сэм Эмидон продолжает семейные традиции – его родители, как и он, были фолк-музыкантами. Его сольный альбом, уже пятый, увидел свет в этом году. Поистине гражданин мира (с 2008-го Эмидон почти непрерывно гастролирует) одинаково умело обращается со скрипкой, банджо и гитарой. Не видит он разницы и между фолк-балладой XIX века и авангардной сюитой XXI, совмещая в своей музыке очень старое и очень новое, деревенское и городское, органическое и синтетическое.
Музей ГЦСИ, суббота, 5 июня, 21.00
Zap Mama (Бельгия)
Отец Мари Дулин, уроженец Бельгии, погиб через неделю после ее рождения от рук конголезских повстанцев, осуждавших смешанные браки. Мать, представительница племени бунту, вместе с дочерьми нашли спасение в лесах среди пигмеев, а затем были эвакуированы в Европу бельгийскими военными. Поэтому хотя бы одна песня в ее альбомах, смешивающих регги, соул, фанк и хип-хоп, всегда берет за основу традиционные пигмейские мотивы. Дулин называет свою музыку афро-европейской: «Я стремлюсь принести звуки Африки в западный мир потому, что именно через звук и ритм люди познают новую культуру, новые народы, новый мир». В составе Zap Mama, где она собрала еще четверых вокалисток, афробельгийка начала музыкально-просветительскую работу в 1990 году и с тех пор выпустила семь альбомов. Последний «ReCreation» («Воссоздание») вышел в прошлом году и разделил поклонников группы. Ценители раннего творчества Zap Mama – менее прилизанного, менее инструментального – не оценили поворот в сторону более коммерческого звучания. Но в целом исполнительница остается верна себе: стильное, сексуальное, эклектичное (при этом с сильным африканским влиянием) звучание, да еще и дуэт с красавцем мужчиной Венсаном Касселем в кавер-версии знакомой с 1970-х «Paroles, Paroles». Кассель до Москвы вряд ли доберется, зато потрясающий вокал и легкое летнее настроение от Zap Mama гарантированы.
Музей-усадьба «Архангельское», воскресенье, 8 июня, начало 16.00
В рамках «Усадьба Jazz». Хедлайнеры второго дня: Джалиль Шоу (США), Трилок Гурту (Индия), Jimi Tenor & Kabu Kabu (Финляндия)