Всего за год группа Padla Bear Outfit стала одним из самых обсуждаемых событий в отечественной музыке. Обманчиво простая музыка Арсения К. с хитрой начинкой из русского и иностранного рока, электроники и фолка вызывает дежавю, провоцирует споры, но редко оставляет равнодушным.
Искусство раздражать
Едва появившись на свет в 2009 году, группа Padla Bear Outfit сразу стала предметом ожесточенных споров. Отечественные журналисты, критики и просто любители музыки никак не могли понять, кто же так внезапно, почти ниоткуда свалился на их головы -- хипстер-пересмешник, мифический рок-н-ролльщик Гая Ричи или, может, даже оживший призрак русского рока?
Медведь Падла -- это Арсений К., не афиширующий свою фамилию поэт и музыкант из Питера, единоличный автор и идеолог проекта. Одни видят в нем наследника советских рокеров-восьмидесятников, хвалят за широкий кругозор и просвещенное западничество. Другие называют пустышкой, упрекают в неискренности и надуманности. В чем-то правы и те и другие.
Как и многие рок-герои тридцатилетней давности, Арсений вырос в приличной семье, чуть ли не с пеленок приобщился к небанальной музыке и читал умные книги. Получил классическое образование в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств. Играть на гитаре Сеня научился в музыкальной школе в 12 лет. Участвовал в коллективах «The Богатые тоже плачутs» и «ЦРУ». Как настоящий ленинградец, он видит рок-н-ролл образом жизни, а музыку называет не просто развлечением, а манифестом. Другое дело, что не все ему верят.
Одна из главных черт Арсения и его трио Padla Bear -- это творческая ветреность, редко простительная кому-то, кроме корифеев. Небрежное жонглирование музыкальными трендами многим пришлось по вкусу, а некоторых, наоборот, заставило лишний раз задуматься об искренности артистов. Хороший повод пнуть Медведя Падлу -- это склонность Арсения к красивым и многозначительным позам, как на концертах, так и в жизни. Скажем, однажды он устроил «опасную» прогулку по ночному Иванову в модных изодранных джинсах и винтажных темных очках Ray-Ban.
Плодовитость Арсения граничит с графоманией. За минувший год под маркой Padla Bear Outfit вышло четыре альбома -- огромных, одинаково сырых и непричесанных, но совершенно разных по стилю. Их названия, нарочно написанные латиницей, как на пиратских mp3-дисках, тоже как бы арт-провокация: неподъемный альбом из 45 песен называется «n i c h e g o», а сборник хитов -- «Musor».
Удар по моде
Первый альбом, который Арсений К. записал практически в одиночку, был озаглавлен словечком «Hipster». В общих чертах оно означает молодого модника, не жалеющего сил в погоне за актуальностью абсолютно во всем. Сам Сеня не скрывает, что относит к хипстерам и себя. Потому его взгляд изнутри на «поколение прожигателей жизни» вроде бы ценнее простого презрения в их адрес.
При этом есть своя ирония в том, что главная аудитория группы Padla Bear сегодня -- те самые столичные франты, которых Арсений сколько угодно может поносить, но с которыми накрепко связан. Кто-то из них, без сомнения, оценит иронию песен «Супермаркет» и «За белым кроликом». Но будут и те, кто запомнит разве что рефрен «В городе Кижи бомжи».
От мусора к року
В третьем альбоме «Xalkolivan» Арсений К. с товарищами взялись за психоделический рок и вызывающий клаустрофобию темный эмбиент, а затем стремительно ужесточили звук. Свой панковский порыв группа зафиксировала в сборнике «Musor», объединившем студийные и концертные записи лучших вещей. А следующим шагом стала недавний выпуск первого диска на физическом носителе -- нового сборника под названием «Padla Bear Outfit».
Этот сборник можно назвать демонстрацией достижений быстро растущей группы. На нем в правильной пропорции собраны и тихие игры в new weird music («новую странную музыку»), и электронная кустарщина, и мощные живые номера. Музыканты вспоминают любимых Velvet Underground, Гребенщикова или «Кино», цитируют популярных электронщиков Crystal Castles, громыхают в манере мотобанды Black Rebel Motorcycle Club. Боевики «Green», «Жало» или «Потанцевать» наглядно демонстрируют нынешний главный козырь Padla Bear -- напор и непоколебимую уверенность в себе, которых часто недостает независимой музыке.
Критиковать Медведя Падлу по-прежнему есть за что. Но сейчас группа явно набирает форму, и, кажется, уже не столь важно, играет Арсений К. в рок или на самом деле живет им.