Ранняя Пасха в этом году напрямую отразилась на продолжительности Пасхального фестиваля. Мероприятие приобретает все более внушительный российский размах. Фестиваль будет идти более месяца.
От Пасхи до Победы
Плавающие в зависимости от христианского календаря сроки начала фестиваля не повлияют на дату его окончания -- 9 мая. Обычная метафизическая связь, которая существует в России между Пасхой и Днем Победы, в этом году приобрела буквальный смысл: Пасхальный фестиваль приурочен к 65-летию Победы. В истории страны был не один случай, когда музыкально-святое находилось в столь же тесной связи с идейно-священным. Достаточно вспомнить премьеру Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича. Или привести менее хрестоматийный факт: 7 мая 1945 года Всесоюзное радио транслировало концерт из Большого зала консерватории, где Большой симфонический оркестр и хор Всесоюзного радио под управлением Николая Голованова исполняли кантату Танеева «Иоанн Дамаскин». В двусмысленности начальных строк («Иду в неведомый мне путь, иду без страха и надежды…») умные люди угадали предчувствие последовавшего за Победой закручивания гаек. До Пасхального фестиваля оставалось еще более полувека. Время требовалось для становления и укрепления союза светских и церковных властей. Теперь это время настало.
Торжественное открытие хоровой программы фестиваля состоялось 5 апреля в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Во втором отделении этого концерта заявлены два имени -- профессионального композитора Родиона Щедрина («Стихира на тысячелетие Крещения Руси») и композитора-любителя -- митрополита Илариона Алфеева («Песнь восхождения»). Церковный иерарх и сочинитель музыки Иларион Алфеев, чьи «Страсти по Матфею» и «Рождественскую ораторию» московская публика уже имела возможность оценить не однажды (последний раз -- на февральском благотворительном концерте в поддержку фонда ожидаемой реконструкции Большого зала консерватории), вживлен в репертуарную линию Пасхального фестиваля этаким надконфессиональным звеном. Его произведения внятно вдохновлены образцами музыки Баха, католика-протестанта. И избранный Алфеевым стиль, надо признать, согласуется с экуменическими программами митрополита, полагающего казуистику конфессиональных различий делом прошлого.
Большое видится на расстоянии
Самый длинный за девятилетнюю историю Пасхальный фестиваль внятно акцентирует два новшества. Предваренный концертами мариинцев в Петербурге и вчерашними московскими концертами (днем звучала баховская Месса си-минор в исполнении хора Шведского радио), фестиваль настаивает на равновесии обеих столиц с некоторым даже преимуществом петербургского пасхального графика перед московским. И тут и там прошли пресс-конференции, в программе которых присутствовал обязательный рассказ о достижениях Мариинского театра. Стратегический и дипломатический таланты Валерия Гергиева, как водится, на высоте: фестиваль фестивалем, но главное его действующее лицо -- все-таки оркестр и музыканты Мариинского театра. Это все знают, но повторенье -- мать ученья.
Второе новшество -- небывалое обилие благотворительных концертов. Помимо традиционного для мариинцев выступления в МГУ им. М. В. Ломоносова -- огромное число выступлений участников хоровой программы фестиваля в московских (и не только) больницах, школах, детдомах, реабилитационных центрах. Музыкальная культура поступает в режиме Пасхального с таким напором, что журналистам были предложены дифференцированные -- на симфоническую либо хоровую (либо туда и сюда) -- аккредитации. Впрочем, хорошо известно, что сами потребители за пасхальными торжествами дальше собственных городов никуда не едут. И тут их вниманию -- хоровые, симфонические и другие программы, которые Валерий Гергиев провезет нынче не только привычными маршрутами Золотого кольца (Серпухов, Дмитров, Ярославль, Владимир, Суздаль, Александров и т. д.), но и по хорошо знакомым Твери, Нижнему Новгороду, Казани, Екатеринбургу. Часть программ напрямую адресована городам-героям, вроде Волгограда и Курска.
Концертные оперы
Москвичей же в первом фестивальном блоке уже ожидают сильные впечатления. 5 апреля вечером на сцене Большого зала консерватории звучат Второй фортепианный концерт Брамса (солирует неизвестный в наших краях швед Нельсон Фрейре) и грандиозный «Немецкий реквием» того же автора в исполнении оркестра Мариинского театра и Хора шведского радио. Шестого апреля (там же, в Большом зале консерватории) -- концертное исполнение оперы Жюля Массне «Дон Кихот». Тут акцента сразу три.
Дефицитная для России французская опера -- это раз (год Россия--Франция в силе); молодой и очень темпераментный Туган Сохиев (прошлым летом блестяще выступил в Москве с руководимым им симфоническим оркестром Тулузы) -- два; и, наконец, звездный итальянский бас Феруччо Фурланетто -- три. На этом французская тема на Пасхальном фестивале не закроется. 11 апреля она будет продолжена романтическим оперным шедевром -- «Троянцами» Берлиоза в исполнении солистов и участников Академии молодых певцов Мариинского театра.