Oceana смешает фанк 60-х с современными ритмами. Литовцы откроют для москвичей свой фолк-рок. Электроника с оглядкой на британский трип-хоп попадет в непривычную среду. Троечники сыграют стадионный рок в актовом зале. Рэп-герой уходящего десятилетия представит новый альбом.
Oceana (Германия)
«Макео! Дуй в свою трубу!» -- так Джеймс Браун каждый раз давал отмашку своему любимому музыканту из духовой секции Макео Паркеру, а тот каждый раз выдавал фирменное жалящее соло на саксофоне. Настолько жалящее, что имя этого еще зеленого выпускника колледжа, впоследствии ставшего одним из самых знаменитых музыкантов своего поколения, было в 1960-х уже хорошо известно среди любителей фанка. «Теперь ты готова. Иди и твори сама!» -- так, в свою очередь, Паркер открыл дверь в мир профессиональной музыки еще совсем юной темнокожей жительнице Германии Oceana, которая время от времени пела на его выступлениях. Паркер оказал огромное влияние, а скорее, даже сформировал музыкальный стиль Oceana: духовые партии, легендарное электронное пианино Wurlitzer, всевозможные гитарные эффекты, ритмы свинга и звук Motown из золотой поры Паркера, 1960-х. Особое место в ее музыке занимает регги, которым она заразилась уже от своего отца, музыканта с карибскими корнями. А современность звучанию придают элементы нео-соула и ритмы хип-хопа. Концерт Oceana -- отличная возможность убедиться в том, что помимо «Cry, Cry» в ее репертуаре еще немало достойных композиций.
«Б1 Maximum», пятница, 25 декабря, 21.00.
Atalyja (Литва)
Фолк-рок из соседней Литвы для непосвященного -- определенно новость. И новость, надо сказать, положительная. Насчитывающая девять человек группа Atalyja (в переводе с литовского «надвигается дождь») на сегодня выпустила четыре студийных альбом и выступала на множестве тематических фестивалей в странах Балтии, Польше, Чехии, Германии и Турции. Старинные мелодии и традиционные инструменты разбавлены здесь роком, джазом, фанком, блюзом и даже металлом. Благо, гитары, а также рок-перкуссии в составе имеются. Дело популяризации архаичной литовской фолк-культуры и донесения ее до современного человека в доступной форме -- именно эту цель манифестирует Atalyja. Возможно, они не вышли далеко за рамки субкультуры, но за десять лет существования литовцы определенно успели заработать авторитет среди ценителей жанра.
«Мастерская», пятница, 25 декабря, 22.00.
Miusha, Manicure
Сочетание «Кризиса жанра», традиционного пристанища рокеров-англоманов, и электронной музыки довольно причудливо. Тем примечательней, что выступление Miusha завершает календарный год. Мостик ли это к новой музыкальной политике заведения или единичный предновогодний сюрприз, в любом случае станет ясно не раньше следующего десятилетия. Но в том, что москвичка модельной внешности, скрывающаяся под игривым псевдонимом, достойна этой почетной роли сомнений не возникает. Две недели назад состоялась презентация ее новой концертной программы: как и раньше, это уже узнаваемое сочетание холодной импрессионистской атмосферности, техно-ритмов и англоязычного вокала. Иногда в этом слышится влияние Texas, Portishead, Ladytron, Morcheeba или еще одних британцев (кстати, не раз доезжавших до России) Oi Va Voi с их сочетанием электроники, традиционных для рока инструментов, этническими мотивами и очень схоже звучащим вокалом. Благодаря подобной эклектике Miusha одинаково уместно смотрится на джазовом фестивале в московском парке или крымском оплоте танцевальной культуры «Казантипе». Ведь параллельно с проектом Miusha, разносторонняя девушка выступает еще и в качестве тек-хаус- и прогрессив-хаус-диджея.
«Кризис жанра», пятница, 25 декабря, 00.00.
TOTR
Недавно москвичи TOTR попали в список 11 наиболее перспективных молодых российских групп по версии программы «Музпрогноз» радио «Максимум». Для этого им пришлось выдавать себя за итальянцев. «Ведущий программы Бурлаковский сам на нас вышел и захотел поставить одну из песен в эфир. При этом люди, отвечающие за эфирную политику «Максимума», были отчего-то против отечественных команд, поэтому Бурлаковский представил нас итальянцами с очень забавными именами. Так мы впервые прозвучали в радиоэфире», -- делится подробностями внутренней кухни барабанщик и один из основателей группы Артур Постников. В клубах же TOTR звучат три с половиной года, а знают друг друга и того дольше: «Изначально «TOTR» было названием нашей шайки друзей и к музыке не имело никакого отношения. Например, с нашим басистом я дружу с пяти лет. Но в один прекрасный момент подумалось: «А почему бы так не назвать и группу?» Что скрывается за загадочным и, откровенно говоря, режущим ухо названием, музыканты упорно не говорят, но вытянуть подсказку из Артура все же удалось: «Это из одного советского фильма. Вбейте в Яндекс и сразу все поймете». Видимо, имеется в виду «тайное общество троечников» из фильма «Друг мой Колька».
От многочисленных англоманских инди-групп, с которыми, как правило, выступают TOTR, они отличаются не только подходом к собственному названию, но прежде всего звучанием. Это грязный, по-хорошему чванливый стадионный рок с оглядкой на Black Sabbath и Deep Purple, Can и Red Snapper. И хотя первый за три месяца концерт состоится в небольшом клубе «Актовый зал», амбиции поистине рокерские: «До стадионов нам еще далеко, пока не собрать. Но это можно назвать нашей глобальной целью. Хочется играть большой крутой рок!»
«Актовый зал», суббота, 26 декабря, 20.00.
Вася Васин и Skafandr
Герой 1990-х -- начала 2000-х Вася Васин в рамках своей группы «Кирпичи» всегда легко переходил от шуточного олдскульного рэпа к жесткому рэпкоровому звучанию. К концу десятилетия почти ничего не изменилось, но воспринимается это не как заевшая пластинка, а вызывающая уважение верность традициям, собственному вкусу и пренебрежение музыкальной модой. Вот и в октябре этого года петербуржец выпустил двойную пластинку «Демонстрация достижений»: на первом диске хип-хоп, на втором -- грязное, тяжелое гитарное звучание. По словам самого музыканта, «весь хип-хоп звучит очень бодро и цельно, это совсем свежак. С рок-частью немного посложнее, это материал, который копился лет пять, но все вещи я расставил так, как будто они записаны за неделю, и звучит все в порядочке». На будущем выступлении концертная программа этого релиза будет впервые представлена публике. Даб-металлисты Skafandr тоже приехали не с пустыми руками, а с альбомом «5 000 000 тонн света». Правда, светлой эту музыку никак не назовешь. Например, одна из песен в их репертуаре называется «Танец маленьких мертвых лебедей», и от умилительного сочинения Чайковского она, что неудивительно, очень далека.
Gogol’, суббота, 26 декабря, 21.00.