Эдди Ведер, перешагнувший сорокалетний рубеж, и его команда не растеряли юношеского максимализма. Pearl Jam снова сражается с ветряными мельницами и спасает мир. Еще громче и антигламурнее, чем когда-либо.
День варенья
Считающийся гордостью Сиэтла кудрявый мужчина изначально был для Мекки гранжа чужаком. Эдди Луис Северсон (Веддер -- фамилия его матери) родился и вырос в захолустном Иллинойсе. А в штат Вашингтон он перебрался во время классических для потомка битников и хиппи подростковых скитаний в поисках своего «я». И оказался к месту в одноразовом проекте Temple of the Dog, который, в свою очередь, был сформирован для трибьюта безвременно отошедшему в лучший мир вокалисту первой гранжевой группы в мировой истории Mother Love Bone Эндрю Вуду.
Передозировка наркотиков была первым звонком, но далеко не последней в череде гранжевых трагедий. Музыкантам некогда было погружаться в рефлексию -- конкуренты наступали на пятки. Обновленный состав назвали Pearl Jam -- «Жемчужное варенье» или «Варенье Перл». Эдди уверял, что вдохновлялся он своей прабабушкой-индианкой по имени Перл, которая умела готовить нечто сладкое с добавлением пейота. Позже, впрочем, выяснилось, что никакой шаманской бабушки у Эдди не было, но словосочетание Pearl Jam показалось весьма благозвучным и прижилось. Дебютный альбом «Ten» (1991) произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Устал и не стал
По мнению многих чрезвычайно сырой, неровный и лишенный текстовых и музыкальных полутонов, «Червонец» тем не менее стал одной из самых ярких пластинок за всю историю гранжа. Даже сегодня он не кажется анахронизмом. И современный меломан, далекий от обаяния кумиров прошлых лет, понимает: это изобретательнее и свежее, чем «Nevermind» «Нирваны», честнее и романтичнее, чем «Badmotorfinger» Soundgarden, и куда энергичнее, нежели «Sap» от Alice in Chains. Все они вышли примерно в то же время.
Сразу три сингла -- «Alive», «Even Flow» и «Jeremy» -- завоевали кучу призов, причем последний -- четыре награды MTV, в том числе за лучший клип года. Только в США «Ten» разошелся тиражом более чем в 13 млн экземпляров.
Последующие пластинки «Vs.» и «Vitalogy», извините за банальность, закрепили успех. Что позволило Эдди сотрудничать на правах не мальчика, но мужа с кумирами юности -- Питом Таунсендом из The Who и Нилом Янгом.
Тем временем гранж начал стремительно выходить из моды. Друзья-товарищи по цеху уходили из большого рока, а то и вовсе из жизни. Pearl Jam, вопреки всем прогнозам, распадаться не стали. Экспериментировали со звуком и настроением в «No Code», издевались над собственным стилем в «Yield» и «Binaural». Пытались доказать всем, что вообще не умеют играть, и изображали главных рок-лохов Америки XXI века в «Riot Act». А альбом с простым названием «Pearl Jam» 2006 года профильный журнал Hard Rocker назвал «самым усталым опусом, сделанным в Сиэтле». Однако новый «Backspacer» навел определенный порядок.
Почем вы, девочки, красивых любите?
Продюсером альбома стал Брендан О'Брайен, который впервые объединился с Pearl Jam еще в 1993 году. Среди его достижений -- сотрудничество с Бобом Диланом, Брюсом Спрингстином, Rage Against the Machine, AC/DC, Korn, Offspring и Audioslave.
Называя альбом «Backspacer», Веддер имел в виду ту самую клавишу на клавиатуре, которая возвращает пользователя в предыдущее состояние. Pearl Jam сделали вид, что вернулись в настоящие лихие 90-е. Открывается диск разгульной и почти панковской «Gonna See My Friend», песней о том, как нехорошие девчонки за денежку готовы полюбить любого. Композиция «The Fixer» -- это почти настоящий гранж, как и звучащий чуть позже трек «Amongst The Waves», который даже текстуально соотносится с «Even Flow». Теорию бессмертия некоторых музыкальных стилей отчасти подтверждают песни «Unthought Known» и «Johnny Guitar», перерабатывающие весь гаражный опыт Соединенных Штатов и передающие привет мистеру Янгу.
По-пионерски бодрую «Force Of Nature», как и по-пенсионерски нервную «Just Breathe» можно считать признанием в любви другому хранителю священных американских идей -- Дону Маклину (тому, что сочинил «Miss American Pie»). Финальная хард-баллада с предсказуемым названием «The End» возвращает к теме продажности всего на свете и просто кричит о желании вернуться к прежним высотам стиля. Судя по гулкости ведущего барабана, череде минорных аккордов и наивному холлу, оттеняющему несколько охрипший баритон Веддера, может и получиться. Кстати, в декабре свой новый, первый за 14 лет альбом выпускают Alice In Chains.